Габриель анж жак - биография. Жак анж габриель и архитектура неоклассицизма Габриэль в Версале

Биография Жака-Анжа Габриеля (1698-1782)

Анж-Жак - наиболее пленительный мастер французской архитектуры. Творил в период господства рококо. Однако стиль Габриэля - это чрезвычайно самобытное и органическое явление, порождённое естественным, «глубинным» развитием зодчества Франции. Его творчество отличают приближенность к человеку, интимность, а также изысканная тонкость декоративных деталей. Творчество Жака-Анжа Габриеля не принадлежит в полной мере неоклассицизму, хотя, конечно же, в нём отразились новые веяния.

Анж-Жак Габриэль родился 23 октября 1698 года в Париже. Его отцом был известный архитектор Жак V Габриель. Жак работал с ним на строительстве зданий короля в интерьерах Версаля, Фонтенбло, Тюильри. Участие Габриэля в градостроительных работах отца хорошо подготовило его к решению ансамблевых задач, игравших к середине XVIII века уже более важную роль в архитектурной практике. Как раз в это время в печати усиливается внимание к Парижу, к проблеме превращения его в город, достойный названия столицы. Париж обладал прекрасными памятниками архитектуры, рядом площадей, созданных в предшествующем веке, но все это были отдельные, замкнутые в себе, изолированные островки организованной застройки. В середине 18-го столетия возникает площадь, повлиявшая на сложение ансамбля парижского центра, - нынешняя площадь Согласия. Своим появлением она обязана целому коллективу французских зодчих, но основным ее творцом был Жак - Анж Габриэль.

В 1748 году по инициативе столичного купечества было принято решение о постановке монумента Людовику XV. Академия объявила конкурс на создание площади для этого памятника. В результате первого конкурса не был избран ни один из проектов, но было окончательно установлено место для площади. После второго конкурса, проведенного в 1753 году лишь среди членов академии, проектирование и застройка были поручены Габриэлю, с тем, чтобы он учел и другие предложения.

Участком, выбранным под площадь, был обширный пустырь на берегу Сены на тогдашней окраине Парижа, между садом Тюильрийского дворца и началом ведущей в Версаль дороги. Габриэль необыкновенно плодотворно и перспективно использовал выгоды этого открытого и прибрежного расположения. Его площадь стала осью дальнейшего развития Парижа. Это оказалось возможным благодаря ее разносторонней ориентации. С одной стороны, площадь мыслится как бы преддверием дворцовых комплексов Тюильри и Лувра. Недаром к ней ведут из-за границ города три предусмотренных Габриэлем луча - аллеи Елисейских Полей , мысленная точка пересечения которых находится во входных воротах Тюильрийского парка. В этом же направлении - лицом к дворцу - ориентирован конный монумент Людовика XV.

В то же время архитектурно акцентирована лишь одна сторона площади - параллельная Сене. Здесь предусмотрено сооружение двух величественных административных зданий, а между ними проектируется Королевская улица, ось которой перпендикулярна оси Елисейские Поля - Тюильри. В конце ее очень скоро начинает строиться церковь Мадлен архитектора Контана д"Иври, своим портиком и куполом замкнувшая перспективу. По сторонам от своих корпусов Габриэль проектирует еще две улицы, параллельные Королевской. Тем самым дается и другое возможное направление движения, связывающее площадь с другими кварталами растущего города. Очень остроумно и совершенно по-новому решает Габриэль границы площади. Застраивая только одну ее северную сторону, выдвигая принцип свободного развития пространства, его связи с природным окружением, он в то же время стремится избежать впечатления его аморфности, неопределенности. Со всех четырех сторон он проектирует неглубокие сухие рвы, устланные зеленью газонов, окаймленные каменными балюстрадами. Разрывы между ними дают дополнительный четкий акцент лучей Елисейских Полей и оси Королевской улицы.

В облике двух зданий, замыкающих северную сторону площади Согласия, хорошо выразились характерные черты творчества Габриэля: ясная, спокойная гармония целого и деталей, легко воспринимающаяся глазом логика архитектурных форм. Нижний ярус постройки более тяжелый и массивный, что подчеркнуто крупной рустовкой стены, он несет два других яруса, объединенных коринфскими колоннами, - мотив, восходящий к классическому восточному фасаду Лувра.

Но главная заслуга Габриэля состоит не столько в мастерском решении фасадов с их возвышающимися над мощными аркадами нижнего этажа стройными каннелированными колоннами, а в специфически ансамблевом звучании этих построек. Оба эти здания немыслимы и друг без друга, и без пространства площади, и без сооружения, находящегося на значительном удалении, - без церкви Мадлен. Именно на нее ориентированы обе постройки площади Согласия - не случайно каждая из них не имеет акцентированного центра и является как бы лишь одним из крыльев целого.

Таким образом, в этих постройках, спроектированных в 1753 году и начавших сооружаться в 1757-1758 годах, Габриэль наметил такие принципы объемно-пространственного решения, которые получат развитие в период зрелого классицизма.

Обелиск был поставлен позже, в 1829 г. Его подарил французскому правительству египетский вице-король Мехмет Али. В 1840 г. он был торжественно установлен в центре площади, которая с тех пор обрела окончательный вид.

Жемчужина французской архитектуры XVIII века - Малый Трианон, созданный Габриэлем в Версале в 1762-1768 годах. Этот маленький дворец предназначался в свое время для графини Дюбарри. Малый Трианон - почти квадратное здание, поднятое на широкую каменную террасу. Все четыре фасада у него разные, но каждый из них представляет собой вариант той же самой темы, и это усиливает впечатление цельности и единства, которое производит Малый Трианон. рококо архитектор дворец

Фасад, выходящий к открытому пространству партера, воспринимающийся с самого далекого расстояния, трактован наиболее пластично. Четыре приставные колонны, объединяющие оба этажа, образуют подобие слегка выступающего портика. Сходный мотив, однако уже в измененном виде, - колонны заменены пилястрами, - звучит в двух соседних сторонах, но каждый раз иначе, поскольку из-за разницы уровней в одном случае здание имеет два этажа, в другом - три. Четвертый фасад, обращенный к зарослям пейзажного парка, совсем прост - стена расчленена лишь прямоугольными окнами различной в каждом из трех ярусов величины. Так скупыми средствами Габриэль добивается поразительного богатства и насыщенности впечатлений. Красота извлекается из гармонии простых, легко воспринимаемых форм, из ясности пропорциональных отношений. Внутренняя планировка решена также с большой простотой и ясностью. Дворец состоит из ряда небольших прямоугольных комнат, декоративное убранство которых, построенное на использовании прямых линий, светлых холодных цветов, скупости пластических средств, соответствует изящной сдержанности и благородной грации наружного облика. Замысел строителя отличается кристальной ясностью; он основывается на простых и строгих геометрических соотношениях. Трианон со своими миниатюрными размерами, с громадными окнами, которые придают постройке удивительную легкость, принадлежит к числу характерных для XVIII века изящных парковых павильонов, отнесенных на значительное расстояние от главного дворца, в глубь парка. И в то же время строгость форм и лаконичность решений делают его замечательным образцом классической архитектуры. Именно миниатюрные размеры Малого Трианона помогли Габриэлю добиться такой собранности и стройности. За свою долгую жизнь Габриэль воспитал немало учеников: Ш.А. д"Авиле, Ж. Берен, Пьер Ленотр, Лассюранс, Ж. Боффран, Робер де Котт и др. С 1742 года первый архитектор короля и президент Академии архитектуры. Один из основоположников классицизма XVIII века . Умер Габриэль в Париже 4 января 1782 года.

Анж-Жак Габриэль (фр. Ange-Jacques Gabriel); или Жак-Анж Габриэль, также Габриель (23 октября 1698, Париж - 4 января 1782, Париж) - французский архитектор, член Академии архитектуры (1728); королевский архитектор (1742); Первый королевский архитектор (1743); президент Академии архитектуры (1743-1782). Один из основоположников архитектурного классицизма XVIII века.

Биография

Учился у своего отца Жака Габриэля V, архитектора особняка Пейрана де Мора (Peyrenc de Moras) или, по-другому, Бироновского (ныне Музей Родена), и внук архитектора Жака IV Габриэля (Jacques IV Gabriel).

С 1742 года архитектор короля, со следующего года - Первый королевский архитектор и президент Академии архитектуры. Пост президента занимал до конца своей жизни.

Габриэль в Версале

В своих работах в Версале (реконструкция интерьеров дворца и перестройка его северного крыла, названного впоследствии крылом Габриэля, 1735-1774; дворцовый театр, 1763-70) Габриэль противопоставил подчеркнутой репрезентативности архитектуры XVII века и капризной прихотливости декора рококо рациональность планировки, логическую ясность, простоту и чёткость форм, изящество сдержанной отделки.

Гармоничный, изысканный по пропорциям Малый Трианон (1762-64), построенный Габриэлем в парке Версаля, знаменовал переход от аристократического дворца к интимному особняку.

Габриэль в Париже

Связанная с городскими магистралями планировка и открытая к Сене застройка площади Людовика XV (ныне площадь Согласия) в Париже (1753-1775) явилась важным этапом в осмыслении архитектурного ансамбля как органической части пространственной композиции города.

Военную школу строил в 1751-1775 годы.

Французский писатель Марсель Пруст во втором томе романа «В поисках утраченного времени» («Под сенью девушек в цвету») писал: «Я солгал бы, сказав, что дворцы Габриэля казались мне в то время прекраснее и даже древнее, чем соседние особняки. Более стильным да и более старинным находил я если не Дворец промышленности, то, по крайней мере, Дворец Трокадеро[…] Всего лишь раз был я не в силах не остановиться надолго перед одним из дворцов Габриэля; наступила уже ночь, и колонны его, утратив в лунном свете всякую материальность, казались вырезанными из картона и, напомнив мне декорацию из оперетты „Орфей в аду“, впервые произвели на меня впечатление чего-то прекрасного».

Главные работы

  • Перестройка дворца в Шуази (Chteau de Choisy-le-Roi), 1740-1777.
  • Замок в Компьень, 1750.
  • Павильон Бютар, охотничий дом (Pavillon du Butard, 1750) в городке Ля-Сель-Сен-Клу (La Celle-Saint-Cloud).
  • Перестройка усадьбы Менар (Луар и Шер), 1760-1764, для Мадам Помпадур.
  • Малый Трианон в Версале, 1762-1768.
  • Военная школа на Марсовом поле в Париже.
  • Дворцовая опера в Версале, 1769
  • Северное крыло Лувра.
  • Площадь Людовика XV, 1772.
  • Фасады особняков на площади Согласия, включая Морской особняк и будущий Отель Крийон, Париж, 1775.
  • Биржевая площадь в Бордо (Place de la Bourse (Bordeaux), 1755): бывший королевский дворец с видом на Гаронну.

Литература

  • Габриель Жак Анж // Большая Советская энциклопедия

Габриэль, Анж-Жак (1698-1782) французский архитектор-классицист, с 1742 г. главный архитектор Людовика XV и мадам де Помпадур. Его элегантные постройки без излишеств, свойственных рококо, отличаются прекрасными пропорциями, среди них - Малый Трианон в Версале (1762-1768), ансамбль площади Согласия в Париже (1755).

В середине 1750-х годов стиль рококо подвергался критике за манерность, чувственность и усложненность композиции живописных и декоративных элементов. Воздействие рационалистических просветительских идей раньше всего сказалось в архитектуре. Внимание архитекторов привлекали строгость и спокойствие античной, главным образом ордерной греческой архитектуры: простота общего решения масс, ясность основных объемов и планов, конструктивность и благородство пропорций, обилие вертикальных и горизонтальных членений. Возрастающему интересу к древности способствовали открытие в 1755 году Помпей с богатейшими художественными памятниками, раскопки в Геркулануме, изучение античной архитектуры на юге Италии, на основе которых формировались новые взгляды на греческую архитектуру. Первые шаги архитектуры в новом направлении были еще неуверенны. Академия пыталась возглавить зарождавшееся движение. Классицизм становился модным при дворе.

Архитектура 1760-1770-х годов не изобиловала декоративными элементами. Колоннам, антаблементам, фронтонам возвращалось их конструктивное значение. На смену регулярному искусственному пришел парк, свободно разбитый по естественной пейзажной системе, с укромными уголками, рощами и прудами, с небольшими беседками, называемыми «храмами дружбы».

К переходной поре в развитии классицизма относится творчество Жака-Анжа Габриэля (1699-1782) - выразителя просветительских идеалов. Переосмысливая традиции архитектуры 17 столетия в соответствии с завоеваниями 18 века, Габриэль стремился приблизить ее к человеку, сделать более интимной; он уделял внимание деликатно прорисованным тонким декоративным деталям, используя античный ордер и орнаментику. В то же время деятельность Габриэля была тесно связана с расширяющимся градостроительством, с разрешением новых задач ансамбля.

Жак Анж Габриэль – выдающийся мастер изящной французской архитектуры. Стиль Габриэля – чрезвычайно самобытное и органическое явление, порожденное исконным развитием зодчества Франции. Его творчество отличают пластичность и изысканная тонкость декоративных деталей. Архитектор родился 23 октября 1698 года в Париже. Его отцом был известный архитектор Жак Габриэль V. Жак младший работал с отцом на строительстве зданий короля в интерьерах Версаля, Фонтенбло и Тюильри.



Участие Габриэля - сына в градостроительных работах отца подготовило его к решению ансамблевых задач, игравших к середине XVIII века значительно более важную роль в архитектурной практике. Как раз в это время в печати сосредоточилось внимание к Парижу, к проблеме превращения его в город, достойный названия столицы. Париж обладал прекрасными памятниками архитектуры, рядом площадей, созданных в предшествующем веке, но это были отдельные, замкнутые в себе, изолированные части организованной застройки. В середине 18-го столетия возникает площадь, повлиявшая на сложение ансамбля парижского центра, – нынешняя площадь Согласия. Своим появлением она обязана целому коллективу французских зодчих, но основным ее творцом был Жак Анж Габриэль.

В 1748 году по инициативе столичного купечества было принято решение о постановке монумента Людовику XV. Академия объявила конкурс на создание площади для этого памятника. В результате первого конкурса не был избран ни один из проектов, но было окончательно установлено место для площади. После второго конкурса, проведенного в 1753 году лишь среди членов академии, проектирование и застройка были поручены Габриэлю, с тем, чтобы он учел и другие предложения. Участком, выбранным под площадь, был обширный пустырь на берегу Сены на тогдашней окраине Парижа, между садом Тюильрийского дворца и началом ведущей в Версаль дороги.

Площадь Согласия в Париже. Архитектор Габриэль, Жак Анж

Габриэль необыкновенно плодотворно и перспективно использовал выгоды открытого и прибрежного расположения площади. Его площадь стала осью дальнейшего развития Парижа. Это оказалось возможным благодаря ее разносторонней ориентации. С одной стороны, площадь мыслится как преддверие дворцовых комплексов Тюильри и Лувра. Недаром к ней ведут из-за границ города три предусмотренных Габриэлем луча – аллеи Елисейских Полей, мысленная точка пересечения которых находится во входных воротах Тюильрийского парка. В этом же направлении, лицом к дворцу, ориентирован конный монумент Людовика XV. В то же время, архитектурно акцентирована лишь одна сторона площади, параллельная Сене. Здесь, предусмотрено сооружение двух величественных административных зданий, а между ними проектируется Королевская улица, ось которой перпендикулярна оси Елисейские Поля – Тюильри. В конце ее очень скоро начинает строиться церковь Мадлен, своим портиком и куполом замкнувшая перспективу. По обе стороны от корпусов зданий, Габриэль спроектировал еще две улицы, параллельные Королевской. Тем самым, было дано и другое возможное направление движения, связывающее площадь с близлежащими кварталами растущего города.

25 Архитектура первой половины XVIII века во Франции. Рококо и ранний классицизм. Ж.-А.Габриэль

Ослабление абсолютистской системы. Феодально-католическая реакция. Отмена Нантского эдикта 1685 и изгнание гугенотов, а это опытные ремесленники и архитекторы.

Проблема перепланировки городов. Растет понимание города как единого целого. Площадь теперь воспринимается как узел в городской сети. Преобладание открытого типа площади с широким обзором окрестных улиц. Так возникает прямая перспектива, дающая возможность связывать между собою отдельные части города. В Бордо Габриэль-отец создает площадь, открытую на набережную.

Конкурс 1748-1753 на создание площади Людовика 15 в Париже. Окончательный проект был поручен Жаку Габриэлю. Ныне площадь согласия. Создавалась открытой с трех сторон. С севера ее ограничивали два однотипных здания, между ними открывалась перспектива на улицу Рояль и церковь Мадлен. Здесь трансформирована схема Версаля и тем самым сделана связь между ними.

Создаются два плана Париже: план Делагрива (1728) и план Тюрго (1737). В них уже видны узловые связи площадей, бульвары и линии улиц. Заселяется Сен-Жерменское предместье Парижа.

Истощение казны, крупные замки перестают строиться. Габриэль с 1739 архитектор короля.

    Малый Трианон в Версальском парке по заказу Людовика 15 в 1762-1768. Тяжелый распластанный низ здания с открытой галереей, массивными сходами в парк и поднятый на этот широкий пъедестал легкий объем двух верхних этажей дворца. Соединение миниатюрности с монументальностью. Композиция 1 к двум. Садовый фасад имеет два этажа,а главный три. Есть тенденция к переходу нового типа загородного дворца, близкого к богатому городскому отелю.

Английский парк Малого Трианона (Жюсье и Антуан Ришар) – живая природа. В нем Французский Павильон (Габриэль, 1751)

    Перестройка центральной части Версальского дворца в духе классицизма (Габриэль, 1742). От Лево и Мансара осталась только Зеркальная галерея, залы Войны и Мира и спальня короля. Новый корпус перекликался по своим формам с фасадом Лувра. В торце поставлен павильон с портиком, несущим фронтон. Крылья без изменений, только к торцу южного крыла был пристроен театр.

    Работы в королевских резиденциях Фонтенбло и Шантильи. В Фонтенбло – Павильон Габриэля 1749-1751. В Шантильи – Манеж (1719-1740, Жак Д”Обер) и конюшни.

Загородные дворцы все больше уподобляются отелям (Компьен, Монморенси). Стремление к комфорту – коридорная система, санитарные устройства выносятся в башенки вне стен здания. Отель Мальгранж в Нанси (Жермен Боффран) – формы рококо выносятся из интерьера во внешний фасад здания, это редко.

Жермен Боффран - ученик Мансара. Скульптор, архитектор и живописец. Постройки в Париже: Арсенал, Опера, Ратуша, Дворец Правосудия, отели – Амело, Бризак, Кольбер, Демар, Дюра, Монморенси, Субиз, Виляр и др. Замки – Сен-Клу, Бутефор.

РОКОКО. Искусство высших кругов французской аристократии. Для него во Франции характерна устойчивость приемов классицизма в фасадах при полном отходе от них в интерьерах. Внутри – живопись, резное дерево, лепнина. Тематика росписей – фантастические сцены, китайские мотивы. «Ламбри» - роспись во фризовой части стен. Сильно уменьшенные камины становятся подставками под большое зеркало.

Первое направление рококо в архитектуре – Школа Мансара. Утонченные и изысканные интерьеры при соблюдении классицизма на фасадах. Связи с архитектурой 17 века.

Второе – рококо на фасаде. Его представляли Оппенор, Мейсонье и Пино, вышедшие из Фландрии и учившиеся в Италии и тяготевшие к пышности барокко. Пример – отель Гольон Оппенора. Их идеи все же получили большее распространение в интерьерах.

Отели: все для комфорта. Снижаются потолки, для освещения увеличивается размер окон.Ванные и уборные размером с комнату. Начинают появляться дома с фасадом, выходящим на улицу.Исчезают овальные и полуовальные комнаты и вестибюли. Отель Амело Боффрана.

Ученики Мансара – Робер де Котт, Пьер Кенето.

Отель де Субиз – классический пример французского рококо (1705 Делямер, декор Боффрана).Схема отеля между двором и садом.

Отель Демар – все службы расположены вдоль улицы.

Отель Бурбон (Гварини, 1722-1729), близок по плану к замку Мезон, но выдержан в классицизме и гораздо более строгий.

Военная Школа в Париже 1750-1771. Габриэль. Фасад, выходящий на Марсово поля. В центре него портик коринфского ордера с фронтоном, несущим скульптуру. Над ним четырехреберный высокий купол, напоминающий Луврский павильон часов. Военная школа была учреждена в XVIII в. для того, чтобы небогатые дворяне могли получить военное образование. В 1777 году это учебное заведение стало Высшей кадетской школой, куда 1784 году поступил будущий Наполеон Бонапарт. Здание Военной школы было построено по проекту архитектора Жака Анжа Габриеля, комплекс занимает целый квартал. Между Военной школой и Сеной находится Марсово поле, которое также является заслугой Габриеля, преобразовавшего эту городскую окраину в поле для маневров и парадов воспитанников Военной школы. Вполне понятно, что название свое площадь получила в честь бога войны Марса. Ныне в здании Военной школы размещается Военная академия.

Формируется тип театра: арх. Шимон в 1756 году привез из Италии театральные планы. Габриэль строит театр в Версале. А вместе с Суффло ему же было поручено приспособить под зрительный зал машинное отделение театра Тюильри.

Конкурс 1731-1735 годов на восстановление церкви Сен-Сюльпис выигрывает архитектор Сервандони за проект церкви с двумя башнями в фасаде и двухярусным портиком.

Габриель Жак Анж (1698-1782)

Крупнейший архитектор Франции XVIII в. Один из основоположников неоклассицизма. Учился у своего отца, архитектора Жака Габриеля, и с 1718 г. - в Академии архитектуры в Париже. В 1728 г. стал смотрителем королевских построек, а в 1742 г. - «первым архитектором короля» и президентом Академии архитектуры. В течение тридцати лет занимался главным образом строительством и оформлением интерьеров королевских дворцов. В своих работах (реконструкция интерьеров дворца в Версале и перестройка его северного крыла, 1735-74; Военная школа в Париже; Французский павильон и Королевская опера в Версале) Габриель противопоставил подчеркнутой репрезентативности архитектуры XVII в. и капризной прихотливости декора рококо рациональность планировки, логическую ясность, благородную простоту и чёткость форм, изящество сдержанной отделки. Гармоничный, изысканный по пропорциям Малый Трианон, построенный Габриелем в парке Версаля, по праву стал одним из самых замечательных произведений европейской архитектуры. Наиболее значительная работа Габриеля - площадь Людовика XV (ныне площадь Согласия) в Париже.

Он работал только по королевским заказам, поэтому его можно считать выразителем официального вкуса во французской архитектуре середины XVIII в. Творчество Жака Анжа Габриеля не принадлежит в полной мере неоклассицизму, хотя, конечно же, в нём отразились новые веяния.

Военная школа была учреждена в XVIII в. для того, чтобы небогатые дворяне могли получить военное образование. В 1777 году это учебное заведение стало Высшей кадетской школой, куда 1784 году поступил будущий Наполеон Бонапарт. Здание Военной школы было построено по проекту архитектора Жака Анжа Габриеля, комплекс занимает целый квартал. Между Военной школой и Сеной находится Марсово поле, которое также является заслугой Габриеля, преобразовавшего эту городскую окраину в поле для маневров и парадов воспитанников Военной школы. Вполне понятно, что название свое площадь получила в честь бога войны Марса. Ныне в здании Военной школы размещается Военная академия.

Наиболее значительным произведением Жака Анжа Габриеля в Париже стала площадь Людовика XV (ныне площадь Согласия). Король решил устроить эту площадь в конце парка Тюильри, где был тогда огромный пустырь. В 1753 г. после конкурса, в котором участвовало множество архитекторов, окончательный выбор пал на проект Габриеля. Сооружали площадь вплоть до 1775 г.

В отличие от замкнутых парижских площадей XVII в., окружённых зданиями, площадь Людовика XV открыта городу. С запада и востока к ней примыкают аллеи проспекта Елисейские Поля и парка Тюильри, а с юга - набережная Сены. Лишь с северной стороны на площадь выходят здания дворцов. В центре располагалась конная статуя Людовика XV работы скульптора Эдма Бушардона. В годы Великой Французской революции (1789-1799 гг.) статую короля снесли. В 1793 г. в центре площади была установлена гильотина: здесь проходили казни. В 1836 г. место гильотины занял египетский обелиск, сохранившийся до наших дней. Этот обелиск высотой двадцать три метра, стоявший ранее в храме фараона Рамсеса II в Фивах, подарил Франции египетский паша Мехмет-Али. Позднее в торце улицы Рояль, проложенной между зданиями дворцов, была возведена церковь Мадлен (1806- 1842 гг.). Хотя она и не принадлежит к ансамблю площади, но включается в него так же, как здание Бурбонского дворца (1722-1727 гг., портик - 1804-1807 гг.; ныне Палата депутатов), расположенное на другом берегу Сены напротив церкви Мадлен. Ось между этими зданиями, перпендикулярная оси самой площади, завершает один из красивейших городских ансамблей в Европе.

В работах Жака Анжа Габриеля чувствуется наступление новой эпохи в истории архитектуры. Его творчество повлияло на всё последующее развитие французского неоклассицизма.

Королевская опера в Версале Габриэль 1769-1770. Крупнейший французский театр того времени (712 мест), Королевская опера была возведена Габриелем на основе старого здания XVII в. 16 мая 1770 г. Опера открылась праздничной постановкой в честь бракосочетания будущего короля Людовика XVI и австрийской принцессы Марии-Антуанетты. Во время Великой французской революции Опера была закрыта. В правление Луи-Филиппа внутренняя отделка здания была обновлена. В конце XIX в. в здании заседала Национальная ассамблея. В 1952-57 гг. Королевская опера была реставрирована и вновь открыта для представлений, которые проходят там по особым случаям.

Жак Анж Габриель (1698-1782) происходил из семьи известных французских архитекторов. Его отец, Жак Габриель Пятый (1667-1742), был придворным архитектором короля. В 1741 г. его место занял сын. Жак Анж Габриель был также президентом Академии архитектуры. Он работал только по королевским заказам, в силу этого его можно считать выразителем официальных вкусов во французской архитектуре середины XVIII столетия. Творчество Габриеля не принадлежит неоклассицизму в полной мере, хотя, безусловно, в нем нашли отражение новые веяния.

Самые знаменитые проекты Габриеля созданы в 50-70-е гг. Среди них здание Военной школы в Париже (79) , куда в 1777 г. поступил будущий Наполеон Бонапарт. Этот комплекс занимает целый квартал. Между Военной школой и Сеной находится Марсово поле , которое также является заслугой Габриеля, преобразовавшего эту городскую окраину в поле для маневров и парадов воспитанников Военной школы. Вполне понятно, что название свое площадь получила в честь бога войны Марса. Ныне в здании Военной школы размещается Военная академия.

В Версале , резиденции французских королей, Габриель создал целый ряд великолепных зданий: роскошное и богато украшенное помещение Оперы (80), Французский павильон, а также Малый Трианон (81). Слово «Трианон» в эпоху Людовика XV (1715-74) означало место уединения или тихого времяпрепровождения. Малый Трианон - не роскошный загородный дворец. Это скорее особняк, вынесенный на природу. Обильные украшения не нарушают кубическую форму здания с четкими гранями углов. Все его фасады решены в едином стиле, но каждый по-своему. Главный (входной) и задний фасады украшены пилястрами - плоскими вертикальными выступами стен в виде четырехгранных столбов, имеющих ту же структуру, что и колонна: основание (базу), ствол и венчающую часть (капитель). Левый фасад украшен колоннами, правый же не имеет ни колонн, ни пилястров. Все фасады составлены из безукоризненно прямых линий, не имеющих ни единого изгиба.

Наиболее значительным произведением Габриеля в Париже стала Площадь Людовика XV (ныне площадь Согласия) (82). История ее создания такова: купеческая гильдия Парижа заказала скульптору Эдму Бушардону конную статую короля Людовика XV , и требовалось соответствующее место для ее установки. Был объявлен конкурс, в котором участвовали самые именитые архитекторы. Победил проект Жака Анжа Габриеля, который предложил совершенно новое решение. В отличие от замкнутых парижских площадей XVII в., окруженных зданиями, площадь Людовика XV открыта городу. С запада и востока к ней примыкают аллеи проспекта Елисейские Поля и парка Тюильри, а с юга - набережная Сены. Лишь с северной стороны Габриель возвел на площади два величественных дворца, между которых начинается ведущая вглубь города коротенькая улица Рояль. В конце улицы располагается церковь Мадлен. На другом берегу Сены, строго напротив церкви Мадлен, находится Бурбонский дворец). Фасады этих двух строений выдержаны в едином стиле и кажутся зеркальным отражением друг друга. Все эти здания вместе с площадью составляют единый архитектурный ансамбль.


Центром неоклассицизма во Франции был Париж. Здесь работали все крупнейшие мастера того времени, создавшие свои лучшие постройки. Самой значительной среди них была церковь Св. Женевьевы (83) , возведенная Жаком Жерменом Суфло . Постройка напоминала античный храм, а ее портик походил на портик древнеримского Пантеона. Церковь Св. Женевьевы Жака Жермена Суфло стала самой выдающейся постройкой французского неоклассицизма.

Парижский театр Одеон (84) - самое известное сооружение архитектора Шарля де Вайи (1729-98), ученика Жака Франсуа Блонделя. Одеон был создан в соавторстве с Мари Жозефом Пейром (1730-85). Слово «одеон», возникшее в Древней Греции, обозначало место, где проходили музыкальные представления и состязания. Здание Одеона в Париже первоначально предназначалось для театра «Комеди Франсез» (французской комедии), позднее здесь устраивались не только спектакли, но также и концерты и балы. Полукруглый зал помещен в почти кубическую коробку здания с аркадами. Венчает театр пирамидальная крыша. Украшением главного фасада служит мощный портик с восемью колоннами.

В Париже построено множество прекрасных зданий в стиле неоклассицизма: Рынок зерна , купол которого по величине почти равен куполу древнеримского Пантеона; поражающий своими размерами Монетный двор , чей фасад растянулся вдоль набережной Сены более чем на триста метров; отель Сальм (арх. Пьер Руссо), ныне дворец Почетного Легиона, и др. Но самым знаменитым сооружением Парижа конца XVIII в. после церкви Св. Женевьевы стала Школа хирургии , построенная архитектором Жаком Гондуэном (1737-1818). В здании Школы хирургии особенно интересен анатомический театр (85) (помещение, где препарируют трупы). Это сооружение имеет форму античного амфитеатра (овальной арены, к которой уступами спускаются зрительские ряды), увенчанного полукруглым куполом, в верхней части которого имеется полукруглое окно. Обращенный к улице фасад здания представляет собой триумфальную арку с расходящимися от нее в обе стороны колоннами. Рельеф на фасаде изображает Людовика XV, отдающего приказ о строительстве Школы хирургии. Короля окружают больные и древнеримская богиня Минерва (покровительница искусств и ремесел), а Гений архитектуры представляет ему проект. Противоположный фасад выполнен в виде гигантского портика.

«Говорящая архитектура»

Опираясь на идеи французских просветителей, некоторые архитекторы XVIII в. увлеклись идеей о том, что всякое произведение зодчества должно выражать те или иные идеи , иными словами, что архитектура, как и любой другой вид искусства, должна быть «говорящей». Чаще всего эти идеи были связаны с назначением здания. Так, мощные колонны у входа в банк могли говорить о его солидности и надежности. Более яркий пример - проект коровника в виде гигантской коровы архитектора Жана Жака Лекё (не осуществлен). Иногда использовались более трудные для понимания формы - например, куб как символ правосудия или шар как символ общественной морали.

Большинство проектов «говорящей архитектуры» были утопическими , они так и остались на бумаге в виде планов, чертежей и схем; в силу этого их иногда называют «бумажной архитектурой». Среди тех, кто создавал подобные проекты, особое положение занимают два мастера - ЭТЬЕН ЛУИ БУЛЛЕ и КЛОД НИКОЛА ЛЕДУ.

Карьера Этьена Луи Булле (1728-99) как практикующего архитектора была скорее неудачной: он исполнил всего лишь ряд интерьеров и построил несколько особняков в Париже. В 80-е гг. Булле целиком посвятил себя «бумажной архитектуре», создав более ста проектов. Свои здания он называл «архитектурными телами». Булле использовал самые простые, геометрически правильные формы: сферу, конус, куб . Все они должны были освещаться таинственным светом и отбрасывать сильные тени. Излюбленным жанром архитектора были погребальные сооружения , самое знаменитое из которых - Кенотаф Ньютона (86). Кенотаф (ложная, пустая могила) имеет форму сферы, что напоминает, с одной стороны, о земном шаре, с другой - о яблоке, упавшем ученому на голову, благодаря чему он и открыл закон всемирного тяготения. Кенотаф Ньютона не был построен, как и прочие проекты Булле, которые были абсолютно непрактичными; в XVIII в. его бесконечные гигантские колоннады просто невозможно было возвести.

В отличие от Булле Клод Никола Леду (1736-1806) осуществил многие свои проекты на практике. В 1785 г. архитектор приступил к строительству так называемого Пояса застав Парижа - он задумал обнести весь город трехметровой стеной протяженностью двадцать три километра. На въездах в Париж Леду планировал расположить таможенные заставы . Стена не была построена, и до наших дней сохранились только четыре заставы (Застава Ла Виллет) (87). Все они имеют простые геометрические формы, некоторые украшены колоннами или фронтонами, очень необычными по своим пропорциям. Для Леду заставы были лишь предлогом, чтобы возвести монументальные триумфальные сооружения на въездах в столицу. Однако многие современники отнеслись критически к этому проекту. Критики сравнивали Пояс застав Парижа с тюремными стенами и кладбищенскими оградами.

Однако больше всего Леду прославился своим проектом идеального города будущего - Шо. Город Шо в плане представлял эллипс, в центре которого располагался Дом директора, по своим формам напоминавший храм с колонным портиком и фронтоном. Леду проектировал в городе как частные дома (например, дома для рабочих), так и общественные здания (рынок, оружейный завод, биржу). Кроме того, в Шо был целый ряд довольно странных сооружений: мост через реку Лу (где роль опор играли галеры), Дом директора источника реки Лу (цилиндр, сквозь который проходило русло реки), Дом лесоруба (пирамида, сложенная из бревен) и другие, в которых принципы «говорящей архитектуры» воплотились наиболее полно. Современники иронизировали, что если бы Леду решил построить Дом пьяницы, то, наверное, сделал бы его в форме бутылки. Город Шо отражал социальную модель будущего общества. Так, в нем не было ни тюрьмы, ни больницы, т.к., по мнению архитектора, в будущем преступления и болезни должны были исчезнуть. Вместо тюрьмы Леду хотел построить храм Мира и Дом образования, а вместо больницы - общественные бани. Леду спроектировал также храм Добродетели и церковь, но не обычную, а предназначенную для различных семейных обрядов (рождений, свадеб, похорон). Своим проектом города будущего зодчий пытался доказать, что архитектура должна воспитывать и просвещать людей . Леду не только обустраивал мир как архитектор, но и создавал его идеальную модель как философ.

Литература

Литература Франции 18 века – это просветительская литература. Среди великих авторов имена Монтескье, Вольтер, Дидро, Руссо, Даламбер. Они создали многотомную «Энциклопедию, или Систематический словарь всех наук, искусств и ремёсел». Энциклопедисты подвергли резкой критике религию, государственный порядок, старые взгляды на природу общество.

Главой просветителей был Вольтер . Он был поэтом, драматургом, памфлетистом, критиком. Писал исторические и философские трактаты. К числу его наиболее известных трагедий относятся «Брут», «Заира», «Смерть Цезаря». Вольтеру принадлежит фраза: «Все жанры хороши, кроме скучного».

Жан Жак Руссо по заказу энциклопедистов пишет статьи по истории и теории музыки. Пишет социальные тракттаты о равенстве людей. Свой роман «Эмиль, или О воспитании» называет педагогическим романом, и посвящает проблеме воспитания человека, который должен стать гражданином нового общества. За бунтарский антицерковные мысли роман «Эмиль» был приговорён к сожжению, Руссо подвергся преследованиям и бежал из Парижа.

Пьер Огюстен Карон Бомарше (1732-1799) – французский комедиограф конца 18 века. Он был современником Французской буржуазной революции. Его пославили две бессмертные комедии – «Севильский цирюльник» и «Свадьба Фигаро».

Музыка

Первое, что необходимо сказать про музыку Франции 18 века, это то, что в отличие от ведущих в области музыки стран (таких, как Германия, Австрия,Испания и Италия), Франция не могла похвастаться ни большим количеством особенно известных композитов, ни исполнителями, ни богатым ассортиментом известных произведений. Отчасти эта ситуация диктовалась интересами общества, определявшими стили музыки.

В начале века наиболее популярным стилем музыки был сентиментальный классицизм. Это была медленная неторопливая музыка, не особенно сложная. Играли ее на струнных инструментах – лютнях () , клавесине. Обычно она сопровождала балы и пиры, но также ее любили слушать и в непринужденной домашней атмосфере. Затем, в лютневую музыку начали попадать черты и приемы Рококо, такие как трель и флажолет. Она приобрела более замысловатый вид, музыкальные фразы стали сложнее и интереснее. Музыка стала более оторвана от реальности, более фантастична, менее правильна и, тем самым, ближе слушателю.

Ближе ко второй половине 18 века в музыке отчетливо выделились два направления: музыка для танцев и музыка для пения. Музыкой для танцев сопровождались балы, музыка для пения звучала в конфиденциальной обстановке. Нередко и аристократы любили попеть под звуки домашнего клавесина. В то же время появился новый театральный жанр комедия-балет, объединявший диалог, танец и пантомиму, инструментальную, иногда вокальную музыку. Создатели ее - Ж.Б.Мольер и композитор Ж. Б. Люлли.

В связи с революционными настроениями начала появляться маршевая музыка . Это была резкая, громкая, шумная музыка. В это время распространение получили ударные инструменты (барабаны и тарелки), трубы. Венцом маршевой музыки стало появление произведения «Марсельеза» (будущий гимн Франции), написанного Руже Де Лилем, французским военным инженером, поэтом и композитором в 1792 году (!!!).

Наиболее известным французским композитором того времени считается Кристоф Виллибальд Глюк (1714-1787), но и он был родом из Германии. Наиболее славная его деятельность связана с парижской оперной сценой, для которой он написал свои лучшие произведения на французские слова. Поэтому французы считают его Французским композитором. Глюк написал очень много опер и балетов. Вошёл в историю музыки как реформатор оперного искусства. Оперная реформа Глюка базировалась на музыкально-эстетических принципах Просвещения и заключалась в подчинении музыки законам драмы. Самая знаменитая опера – «Орфей и Эрдика» (!!!).

Франсуа Куперен (1668-1733) - французский композитор, клавесинист, органист. Из династии, сравнимой с немецкой династией Бахов, так как в его роду было несколько поколений музыкантов. Его творчество - вершина французского клавесинного искусства (!!!).

Жан Филипп Рамо (1683-1764) - французский композитор и музыкальный теоретик. (!!!).Вершиной музыкально-сценического творчества Рамо признана опера-балет «Галантная Индия»



Похожие публикации