Замок Святого Ангела — от усыпальницы до достопримечательности. Замок Святого Ангела в Риме: от империи до наших дней Рим замок святого ангела часы работы

Адрес: Италия, Рим
Начало строительства: 135 год
Окончание строительства: 139 год
Высота: 48 м
Координаты: 41°54"10.7"N 12°27"58.9"E

Содержание:

Краткое описание

Если рассматривать достопримечательности Рима , которые, несмотря на неумолимый ход времени и постоянные набеги на «вечный город» завоевателей, сохранились практически в первоначальном виде, то, несомненно, среди них стоит выделить Замок Святого Ангела.

Замок Святого Ангела с высоты птичьего полёта

Это не просто здание, окруженное неприступной стеной, это памятник архитектуры, немало «повидавший» за время своего существования, это замок, на крышу которого прямо с небес спустился… самый настоящий ангел.

Замок Святого Ангела – это музей, который в настоящий момент открыт для любого туриста . Однако музеем он стал совсем недавно. Он был усыпальницей, замком, резиденцией пап, сокровищницей, крепостью, которая могла выдержать любую, даже самую длительную осаду. Такое крепкое здание было даже приспособлено под тюрьму. Стоит отметить, что даже свое название «Замок Святого Ангела», поражающее воображение строение, получило не сразу. Однако это уже история, история длинная и, зачастую, очень мрачная, о которой будет интересно услышать всем путешественникам, отправляющимся в величественный город Рим.

История появления памятника архитектуры в Риме

Перед тем, как гиды рассказывают туристическим группам о строительстве Замка Святого Ангела, они предупреждают, что изначально эта постройка была возведена как усыпальница, и ничего общего со словом «замок» она не имела. Еще в далеком 130 году нашей эры император Адриан, чувствовавший приближение смерти, приказал возвести большой мавзолей, где по его завещанию должны были в каменных гробах покоиться его останки и останки всех членов его семьи.

Вид на замок с моста Элио

Усыпальницу было решено построить не в самом Риме, а на противоположном берегу реки Тибр. Для того чтобы тела умерших и провожающие их родственники не переправлялись через реку на лодках, было сразу решено связать усыпальницу с Марсовым полем при помощи каменного моста, названного Элио. Увы, дожить до конца строительства своего последнего пристанища Адриану не удалось. Он умер в 138 году, а усыпальница, в которой хоронили всех императоров до 217 года, была завершена через год. Завершением работ руководил Антонин Пий, который отдал приказ в 139 году перенести бренные останки Адриана в его мавзолей. Последним императором, который был похоронен в усыпальнице, стал легендарный Семптий Север. После его похорон об усыпальнице забыли, каменные гробницы императоров покрывались пылью в течение 60-ти последующих лет.

Как уже говорилось выше, усыпальница была построена за пределами Рима, поэтому ее стратегическое значение было трудно переоценить. Первым это понял император Аврелиан уже в III веке, который постоянно был вынужден с войсками защищать Рим от набегов варваров и вандалов. Он принял решение возвести вокруг усыпальницы крепостную стену, которая превратила мавзолей Адриана в неприступный бастион. Набеги на Рим участились в 400 – 500хх годах нашей эры. Римляне отважно боролись с неприятелем и укрывались от него за крепостной стеной. На головы захватчиков лилась расплавленная смола, скидывались огромные камни. Если метательного оружия не хватало, смерть завоевателем несли и статуи, покоившихся в усыпальнице императоров.

Вид на замок и Элиев мост с набережной реки Тибр

«Когда же, и в честь чего этот бастион получил название Замок Святого Ангела ?», - может задать вопрос гость Рима, любующийся прекрасным сооружением. В 590 году на Рим обрушивались напасти за напастями. Одной из бед была страшная эпидемия «моровой язвы», которую современные ученые назвали бы эпидемией чумы. Справиться с ней в те времена не могли, в городе люди, покрытые язвами, падали замертво прямо на улицах. Казалось, «вечный город» погибнет. Существует древняя легенда, согласно которой папа Григорий Великий вместе с верующими прошел через весь город и молился Богу, чтобы тот остановил эпидемию. Когда папа и толпа народа шли по мосту Элио, на крышу замка и спустился тот самый ангел. Это был архангел Михаил. Прямо на крыше усыпальницы-крепости он вложил перед верующими меч в ножны и исчез. Как можно было истолковать такое чудесное явление? Конечно же, как проявление божьей милости. Удивительно, но, практически сразу же, эпидемия в Риме остановилась.

В честь архангела Михаила выполнили статую, которую установили на месте его явления. Забегая немного вперед, хотелось бы сказать, что затем эта скульптура была перенесена в сад, а вот статуя, которая в наши дни венчает замок, была сделана лишь в 1753 году известным на тот период времени архитектором Пьетро ван Верскаффельтом. Перед ним стоял вопрос, как сделать так, чтобы ангел смотрелся убирающим меч в ножны, а не достающим его. Решение нашлось практически сразу же: ангел, держа за рукоятку меч, смотрит на него, что никогда не сделает воин, достающий меч перед противником. Интересен тот факт, что один скульптор перед ван Верскаффельтом уже делал статую для крыши замка, однако его ангел не смотрел на ножны, а лишь миролюбиво взирал с высоты. Незадолго после водружения первой статуи ее поразила молния, видимо, высшие силы видели не такой статую архангела Михаила.

Замок Святого Ангела в Средневековье

Совсем неудивительно, что после явления ангела еще в 590 году, для папы и для многочисленных верующих, замок стал не только частью оборонительного кольца Рима, но и местом паломничества. Практически сразу же внутри здания стали происходить изменения: в мрачной усыпальнице стали появляться роскошные комнаты, отделанные мрамором и позолотой. В них временно проживали, а подчас, и скрывались во время длительных осад, папы. В 1527 году войска под предводительством Карла V в течение долгого времени пытались взять неприступную крепость, в которой скрывался папа римский Клемент VII. Оборону держали его гвардейцы, состоявшие преимущественно из швейцарцев. Защищал папу величайший скульптор и ювелир, «видевший в огне саламандру», Бенвенуто Челлини. Именно благодаря его автобиографии этот эпизод довольно хорошо описан в современных учебниках истории и путеводителях по Риму. Челлини утверждал, что именно он и положил конец осаде замка: ювелир выстрелил из аркебузы и убил главнокомандующего ландскнехтской армии. Правда это, или же вымысел, никто из современных историков точно утверждать не берется.

В те времена, как папы Римские с роскошного балкона любовались огромными толпами верующих, желающих прикоснуться к святыне, в подвалах замка стали строить… тюремные камеры. В них сажали «особо опасных преступников», подвергавших веру сомнениям или же участвовавших в сговорах с целью свергнуть того или иного папу. К слову, Бенвенуто Челлини уже в 1537 году обвинили в том, что он похитил папскую тиару и «вернули» в Замок Святого Ангела, правда, уже в качестве арестанта. Он был единственным человеком, который смог сбежать с этой тюрьмы. Правда, скрываться после побега он не умел: уже вскоре его вернули в камеру. Он не погиб в застенках, как многие узники и не был заживо замурован в стену. Вскоре Челлини выпустили. На стене его камеры любой турист сегодня сможет увидеть выцарапанный рисунок гения, который назван «Иисус Воскресший».

Кто только не сидел в тюрьме, расположенной на первом этаже и в подземельях замка: Галилей Галилео, Джордано Бруно, Помпонио Лето – лишь малая часть известнейших и, к счастью, незабытых в наше время, ученых, художников и поэтов. В 1789 году, во времена инквизиции, в Замке Святого Ангела побывал и граф Калиостро . Историки с уверенностью говорят, что самыми последними узниками тюрьмы в замке стали люди, боровшиеся уже в 19-м веке против временного правительства. После них камеры Замка Святого Ангела опустели. Однако сколько еще не найдено останков, замурованных заживо людей в замке, на крышу которого спустился сам ангел, не может подсчитать никто.

Замок Святого Ангела в наши дни

Как уже говорилось в самом начале материала, Замок Святого Ангела, это самая хорошо сохранившаяся достопримечательность Рима, но не только. Это еще и самый посещаемый памятник архитектуры, в котором в настоящий момент уже не живут папы, не томятся в ожидании смерти узники. Сейчас Замок Святого Ангела – это Национальный музей , который словно магнит притягивает к себе не только обычных туристов, но и знаменитых художников и поэтов, которые там черпают вдохновение. На живописных аллеях возле замка часто устраивают выставки, проводятся ярмарки и шумные вечеринки.

Ров, который ранее служил препятствием для неприятеля, стал местом для выгула собак, а на мосту, по которому проходили толпы паломников, снуют продавцы. Продавцы, которые «каким-то чудесным образом» достают вещи от именитых дизайнеров практически задаром. Они всегда готовы предложить гостю столицы Италии «роскошную» сумочку от «Луи Виттон» по цене всего в 15-20 евро. Многие туристы, которые с благоговением и трепетом относятся к такому чуду, как Замок Святого Ангела и другим достопримечательностям «вечного города», порой попросту впадают в ступор от такого отношения римлян к своим национальным сокровищам. Хотя удивляться тут нечему, необходимо просто поставить себя на их место. Представьте, стоит только выйти из своего дома, как тут же «наталкиваешься» на руины, датируемые еще пятым веком до нашей эры. По сравнению с ними, Замок Святого Ангела просто таки строение современное…

Замок Святого Ангела венчает, пожалуй, одна из самых красивых скульптур Вечного города – архангел Михаил, вкладывающий обнаженный меч в ножны.

Сегодня я расскажу вам об удивительной истории этой достопримечательности Рима, ведь за долгие века своего существования замок успел побыть мавзолеем, папской резиденцией и тюрьмой, и, конечно, отдельная глава будет посвящена судьбе ангелов, что устанавливали на крыше крепости с шестого века нашей эры.

МАВЗОЛЕЙ АДРИАНА

Начать стоит с напоминания о том, что изначально Замок Святого Ангела строился вовсе не для того, чтобы в нем кто-то жил. И не для обороны! Римский император Адриан, правивший во II веке нашей эры, начал возводить сооружение в 135 году совсем с иными целями. Правитель планировал, что это будет мавзолей, где упокоится его собственный прах, а также останки всех членов его семьи.

Собственно, задуманное императором и было посмертно реализовано. Мавзолей достроил в 139 году его преемник Антонин Пий, и там покоились не только останки самого Адриана, но и его супруги Ливии, сестры Октавии и зятя Агриппы. Впоследствии круглый зал усыпальницы стал местом упокоения многих правителей Рима, последней тут была установлена погребальная урна императора Каракаллы – известного почитателя культа Изиды, что отошел в мир иной в 217 году.

Если же говорить о внешнем виде мавзолея, то в античные времена он выглядел совсем иначе. Усыпальницу строили по образу и подобию этрусских гробниц тумулусов. Высота – 44 метра, внешние стены облицованы белым мрамором, наверху – насыпной холмик с кипарисами, символом вечной жизни: эти деревья часто сажали рядом с захоронениями, ведь своей формой они напоминают свечку, указывающую на небеса, и к тому же плодоносят круглый год.

И уже тогда на самой высокой точке цилиндрической постройки красовалась гигантская скульптурная композиция. Разумеется, без ангелов. Мавзолей Адриана венчала квадрига – античная колесница, запряженная четверкой коней, – классический мотив в мировом искусстве. Такую же скульптурную группу мы можем увидеть на триумфальных арках, соборе Святого Марка в Венеции, да, зачем далеко ходить, она же красуется на фасаде Большого театра. Правда, правил четверкой коней, что была установлена на мавзолее, не покровитель муз Аполлон, а сам император Адриан, изображенный в образе бога солнца Сола (Гелиоса).

КРЕПОСТЬ И ТЮРЬМА

Не верьте тому, кто будет вам говорить, что мавзолей перестал использоваться по своему изначальному замыслу лишь в 410 году, когда Рим захватили вестготы, полностью разорившие некрополь и развеявшие прах императоров по ветру. На самом деле, еще император Аврелиан, правивший с 270 по 275 год, превратил здание усыпальницы в один из бастионов оборонительных стен, что по его приказу начали возводить вокруг Вечного города.

Собственно, папы, окончательно обосновавшиеся в Замке позже, просто продолжили использовать сооружение в оборонительных целях: там они укрывались от норманов, сарацинов и ландскнехтов. С Ватиканом замок был соединен пассето – укрепленным коридором, по которому понтифики попадали внутрь крепости. Некоторые комнаты бывшего мавзолея, само собой, переоборудовали в темницы, ибо, если внутрь сооружения попасть сложно, то и выбраться из него – практически невозможно. Действительно, за долгую историю замка сбежать из него сумел лишь один узник – скульптор и ювелир Бенвенуто Челлини.

Кстати, после побега из тюрьмы Замка Святого Ангела он стал местной знаменитостью, а его бизнес, что называется, взлетел: украшения, созданные Челлини, начали продаваться по космическим ценам. К слову, камеры в замке были, как сейчас принято говорить, разных категорий. Обычные комнаты (из такой и бежал ювелир) и жуткие клетушки, находившиеся внутри вентиляционных труб. Самым же известным местным узником был, разумеется, Джордано Бруно, печальная судьба которого общеизвестна. Он томился в Замке Святого Ангела 6 месяцев.

ПАПСКИЙ ДВОРЕЦ

Был ли Замок официальной резиденцией пап? Да, но после Александра VI Борджиа, понтифики селились в его покоях неохотно. Говорили, что не пристало им жить там, где в прошлом царил разврат: можно подумать, сами они праведниками были! Тем не менее, как к личности папы Борджиа не относись, но именно он привел Замок Святого Ангела в приличный вид. Приказал расписать его стены и потолки, провести капитальный ремонт в папских апартаментах, обустроить двор для театральных представлений, а заодно оборудовать место для пыток и казней, там же во дворе.

Словом, к концу XV века крепость выглядела уже прилично, почти как сегодня. Столь трепетное отношения к Замку Святого Ангела со стороны папы Борджиа объяснялось просто: понтифику и его многочисленному семейству смерти желали буквально все, где же еще они почувствовать себя хотя бы в относительной безопасности? Да, и Ватикан с Собором Святого Петра то время еще строились, хотя богусложения там уже проводились.

О СТАТУИ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА НА КРЫШЕ ЗАМКА

Легенда гласит, что первым на вершине крепости архангела Михаила, вкладывающего меч в ножны, увидел папа римский Григорий Великий. И была эта не статуя вовсе, а знамение, означающее – эпидемии моровой чумы, что бушевала в Риме в 590 году, пришел конец. Так замок и получил свое нынешнее имя, а на его вершине появился первый ангел, сделанный из дерева. Затем его заменили на мраморное изваяние, которое было разрушено в 1379 году во время очередной осады крепости.

Но папы – люди упорные, они не сдались и в 1453 году снова установили на вершине замка статую ангела. Опять мраморную, но оснащенную бронзовыми крыльями. Простояла новая скульптура по историческим меркам совсем недолго. В 1497 году в замок попала молния, взорвавшая пороховой запас, и ангел пал жертвой стихии. В данном происшествии можно было усмотреть дурной знак, и его усмотрели! Ведь престол святого Петра в то время занимал злодей-прелюбодей папа Борджия, словом, и без того низкие рейтинги понтифика после описанной выше досадной истории окончательно ушли в страшный минус.

Новый ангел на крыше замка стал уже бронзовым, причем металл дополнительно позолотили, но и эта скульптура просуществовала недолго. В 1527 году ее расплавили дабы получить металл для пушек. Как говорится, все для победы. Затем папы решили вернуться к первоначальному плану и установили на крыше замка мраморного ангела с бронзовыми крыльями. Статую создал скульптор Рафаэль де Монтелупо, и его Михаил был лишь одним из целого выводка ему подобных: по приказу папы Павла III Рафаэль изготовил 14 ангелов для замка, которые в XVII веке были заменены на скульптуры авторства Бернини.

Впрочем, судьба к пятому ангела оказалась милостива. Его просто перенесли во двор крепости, где он и стоит до сих пор. И лишь в середине XVIII века на крыше Замка Святого Ангела появилось красивейшее бронзовое изваяние авторства Питера Антон фон Вершаффельта (Peter Anton von Verschaffelt) – скульптора, родом из города Гент (Фландрия), который с 1731 года работал в Риме. Причина, по которой старую статую решили заменить на новую – проста и банальна: наружные повреждения скульптуры.

Юлия Малкова - Юлия Малкова - основатель проекта сайт. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

Дата публикации: 2013-12-12

(итал. Castel Sant"Angelo) - памятник архитектуры периода Древнего Рима. Сооружение в разное время использовалось как мавзолей, крепость, тюрьма, папская резиденция и хранилище их ценностей. В наше время здесь расположен музей, рассказывающий об истории сооружения. С террасы открывается хороший панорамный вид на Рим.

содержание:
Практическая информация:

Мавзолей Адриана - предшественник Замка святого Ангела

История достопримечательности начинается с 123 года, когда император Адриан начал строить мавзолей для себя и членов своей семьи. Возводили сооружение на протяжении 16 лет, а завершил строительство уже после смерти императора его преемник Антонин Пий. Он же распорядился изменить статус мавзолея с семейного на государственный. До 217 года здесь размещали погребальные урны императоров Рима, правивших после Адриана. Последним захоронением был легендарный Септимий Север. В этот же период возвели мост , соединяющий мавзолей с Марсовым полем на противоположном берегу Тибра.

Мавзолей по своей архитектуре напоминал этрусский тумулус - на квадратном бетонном основании, каждая сторона которого равнялась 80 метрам, был установлен каменный цилиндр диаметром 64 и высотой 20 метров, увенчанный насыпным холмом. Холм был засажен кипарисами, а на вершине возвышалась мраморная скульптурная группа - император Адриан, управляющий квадригой, в образе божества Гелиоса. По свидетельству Иоанна Антиохийского, кони, впряжённые в колесницу, были столь огромны, что сквозь отверстие их глаз мог свободно пролезть взрослый человек. До наших дней от статуи сохранилась лишь голова императора, которая находится в Ватиканском музее.

Квадратное основание Мавзолея Адриана было обнесено бронзовой решёткой со столбами, украшенными бронзовыми позолоченными павлинами. Снаружи сооружение украшали пилястры с роскошными капителями, на которых были выставлены лучшие мраморные статуи, привезённые из разных концов Римской империи. Через узкие ворота и тёмный коридор со сводами открывался вход в четырехугольную погребальную камеру. Освещалась она косыми отверстиями, сделанными в стенах, в нишах которых стояли урны с прахом императоров.

Мавзолей перестраивают в замок

Выгодное стратегическое расположение Мавзолея Адриана не осталось без внимания и в конце III века император Аврелиан, занимаясь укреплением обороны Рима от варваров, включил его в число оборонительных сооружений.

В 590 году мавзолей получает название, которое сохранилось до наших дней - . Согласно легенде во время понтификата Григория Великого, ему было видение Архангела Михаила, стоящего на вершине замка и вкладывающего меч в ножны. Явление Архангела было истолковано как известие об окончании страшной эпидемии чумы, свирепствовавшей в Риме уже долгое время. В честь этого видения также был переименован и уже упоминавшийся мост через Тибр.

С 590 года Замок святого Ангела стал не только частью оборонительных сооружений, но и местом папского убежища во время осад Рима. Например, в 1494 году в замке укрывался папа Александр VI (от Карла VIII Валуа), а в 1527 году - папа Клемент VII (от Карла V Габсбурга). Для безопасного проникновения в замок из Ватикана функционировал специальный коридор Пассетто в Леонинской стене. Поверхность стены была настолько широка, что по ней свободно проезжала повозка. На случай вынужденного пребывания папы специально реконструировали отдельные залы и покои, стены украсили фресками, а к зданию пристроили приватные лоджии. Чтобы повысить оборонительную эффективность замка, в середине XV века возвели четыре угловых бастиона и вырыли глубокий ров. Бастионы были названы в честь святых апостолов, авторов четырёх канонических Евангелий (Матвей, Марк, Лука, Иоанн). Их итальянские названия следующие: бастион Сан–Маттео, бастион Сан–Марко, бастион Сан–Луки и бастион Сан–Джованни.

В XVI веке на вершине замка была установлена каменная с железными крыльями статуя Ангела. В 1753 году её заменили бронзовой скульптурой, потому что каменный ангел сильно пострадал от удара молнии. Новая статуя действительно производит впечатление убирающего в ножны, а не достающего меч ангела. Такое ощущение достигается обращённым к оружию взором ангела.

Примерно с конца XIV века подвальные помещения замка стали использовать в качестве тюремных камер для особо важных преступников. В их число входили мыслители и философы, поэты и художники, политические деятели и учёные. В списке узников тюрьмы Замка святого Ангела значатся такие известные в своё и незабытые в наше время личности как Томмазо Кампанелла, Галилео Галилей, Джордано Бруно, Аристотель Фиораванти, граф Калиостро, гуманисты Бартоломео Платина и Помпонио Лето, а также многие другие выдающиеся личности, чьи научные и логические взгляды подрывали авторитет всемогущей Церкви.

- групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 31 евро

- погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм - 3 часа, 38 евро

- история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов - 5 часов, 45 евро

Известные узники замка

В 1527 году известный скульптор и ювелир, любитель уличных драк и смутьян Бенвенуто Челлини участвовал в обороне замка, сражаясь за папскую власть против имперских войск. Через два года он занял должность начальника папского монетного двора, но позже был обвинён в краже папских драгоценностей и брошен в тюрьму. Здесь-то бывшему участнику обороны замка и пригодилось подробное знание всех коридоров, помещений и камер. История говорит о том, что это был единственный побег из тюрьмы неприступного замка. Покинув Рим, Челлини с успехом продолжал создавать свои шедевры, поступив на службу к Медичи во Флоренции. На стене его бывшей камеры сегодня можно увидеть выцарапанный рисунок мастера, названный «Иисус Воскресший».

А в 1789 году в Замке святого Ангела побывал и легендарный граф Калиостро . После побега из Англии от преследовавших кредиторов он осел в Риме, однако пристально следившая за безбожником святая инквизиция арестовала графа. Ему было предъявлено множество обвинений в ереси, мошенничестве и франкмасонстве. Именно последний пункт считался в то время самым тяжким грехом и карался смертью. Следствие продолжалось два года. В марте 1791 года Калиостро предложили публичное покаяние, на которое он и согласился, чтобы избежать казни. Босой, с покрытой чёрным покрывалом головой, граф медленно прошёл от Замка святого Ангела до церкви Санта-Мария-сопра-Минерва, где и совершил торжественный ритуал покаяния. Калиостро был «помилован» и заточён в тюрьму крепости Сан-Лео до конца жизни.


Великий учёный и астроном Джордано Бруно провёл в подвалах замка шесть лет. Его арестовали по обвинению в ереси, так как он поддерживал теорию Коперника о вращении Земли вокруг Солнца. Инквизиция требовала отречения от своих убеждений, однако учёный оставался непреклонен. В феврале 1600 года суд признал Джордано Бруно еретиком и приговорил к сожжению на костре.

В апреле 1633 года в Замке святого Ангела на протяжении 18 дней находился другой знаменитый учёный - Галилео Галилей . Только благодаря признанию своих убеждений ошибочными и публичному покаянию Галилей смог избежать костра инквизиции. Его объявили не еретиком, а «сильно заподозренным в ереси» и приговорили к тюремному заключению, которое папа римский «великодушно» заменил строгим домашним арестом. Всю оставшуюся жизнь великий учёный провёл в вынужденном уединении. За малейшее нарушение режима Галилею постоянно угрожали переводом в тюрьму. Все его будущие труды и работы подвергались убийственной цензуре.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Архитектор и инженер Аристотель Фиораванти пользовался большой популярностью в Италии и был востребован как талантливый инженер. Однако в 1473 году по ложному доносу его обвинили в изготовлении поддельных золотых монет, арестовали и на девять месяцев заточили в тюрьму Замка святого Ангела. Не сумев доказать вину Фиораванти освободили, но лишили всех прав и привилегий. Тогда он принял предложение российского царя Ивана III переехать жить и работать в Москву. Итальянский архитектор возвёл в Московском Кремле знаменитый Успенский собор, а также проектировал новые стены и башни Кремля. В 1482 году в качестве военного инженера и начальника артиллерии Фиораванти участвовал в походе Ивана III на Новгород, отличившись сооружением крайне полезного понтонного моста. После этого мастер предпринял тайную попытку вернуться в Италию, но был схвачен и помещён в тюрьму, пока вновь не изъявил желание служить верой и правдой.

Из многочисленных узников Замка святого Ангела наибольшей народной любви и человеческого сострадания удостоилась 22–летняя . В 1598 году она в сговоре с братом и мачехой совершила убийство родного отца. Принято считать, хотя и достоверно не доказано, что грубый и развратный старик Ченчи изнасиловал юную Беатриче, за что и понёс справедливую семейную месть. Причины преступления и судебный вердикт, приговоривший всех троих соучастников к казни, вызвал небывалую волну общественного негодования. Однако папа Климент VIII остался непреклонен и в сентябре 1599 года обвиняемые были казнены.

Есть основания полагать, что важную роль в нежелании папы смягчить наказание сыграло огромное финансовое состояние семьи Ченчи, которое при условии смерти прямых наследников означало конфискацию в пользу Церкви. В последствии, запутанная история об истинных причинах преступления с множеством странных обстоятельств, оказалась чрезвычайно красочным сюжетом и надолго вошла в европейскую литературу.

Музей в Замке святого Ангела (Рим)

В 1871 году Рим стал столицей объединённого Итальянского государства, и новые власти закрыли тюрьму, давно ставшую символом феодализма и засилья Церкви. Короткий период времени замок выполнял функции казармы и военного склада. Со стен исчезли фрески скрытые под тяжёлым слоем белой штукатурки, а многочисленные залы старинного замка находились в запущенном состоянии. По инициативе начальника казармы, полковника Луиджи Дюрана де ла Пенне и капитана Мариано Боргатти была начата реставрация замка и открыт военный музей, который в 1901 году был преобразован в Национальный музей.

Первый уровень Замка святого Ангела

Знакомство с замком начинается с узкого Двора Спасителя из-за расположенного здесь мраморного бюста Христа, датируемого XV веком. Круговой коридор под открытым небом ведёт во Двор Обречённых, где расстреливали приговорённых к смерти узников тюрьмы. Во Двор выходят двери бывшей Капеллы Креста, где сейчас находится книжный магазин музея.

Через большую арку у входа в замок по ведущим вниз лестницам можно попасть на исходный уровень, где изначально и находился Мавзолей Адриана. Широкий коридор ведёт к прямоугольной комнате с большой полукруглой апсидой, где раньше находилась колоссальная статуя Адриана. От древнего зала гробницы Адриана, отходит спиральный туннель с высоким сводом, через который можно попасть на более высокий уровень.

Второй уровень Замка святого Ангела

Второй уровень замка начинается с Зала Урн, в котором в глубоких арочных нишах расположены урны с прахом Адриана, его жены Сабины и их сына Элио Цезаря. Рядом расположены тюремные камеры, где содержали узников Замка святого Ангела, а также Зал правосудия, в котором зачитывались их смертные приговоры. В этой части замка в ходе археологических раскопок были найдены многочисленные ниши и помещения для хранения стратегических запасов на случай осады (зерно, масло, фураж).

Третий уровень Замка святого Ангела

Переходя на третий уровень замка, посетители попадают в небольшой квадратный Двор Ангела, где с 1747 года находится повреждённая статуя каменного ангела, некогда венчающего Замок святого Ангела. На восточной стороне двора находится вход в папские покои, через которые можно попасть во владения папы Климента VIII. После неудачной реставрации в комнате папы расположили камин, два портала с эмблемой папы Климента X, а также массивную дверь эпохи ренессанса. Следующее помещение - Зал Аполлона - яркий пример трансформации военной крепости в аристократическую резиденцию. В 1534 году папа Павел III с роскошью устроил свои апартаменты, оформив стены покоев фресками флорентийского мастера Перино дель Вага на тему мифических историй об Аполлоне.

По приказу папы Евгения IV недалеко от папских покоев была устроена капелла в честь святых Косма и Дамиана бессребреников, врачевателей и чудотворцев. В 1450 году по желанию Николая V папские апартаменты и капеллу соединили проходом. В ходе реставрационных работ, которые были поручены Микеланджело Буонарроти, были расписаны боковые стены капеллы. Алтарь, изображающий Мадонну с младенцем, был оформлен Рафаэлло да Монтелупо. Далее по коридору расположены апартаменты, состоящие из: двух маленьких комнат и ванной, в которых в течение шести месяцев находился в осаде папа Клемент VII. Ванная комната устроена по примеру древних терм с подачей по трубам горячей воды. Оформлением великолепного интерьера (роспись и фрески) занимались известные живописцы Джованни да Удино и Джулио Романо.

Четвёртый уровень Замка святого Ангела

На четвёртом уровне замка можно пройти через крытую галерею с уникальным видом на Тибр, где собраны археологические находки замка, скульптуры, элементы декора и лепные фигуры, некогда украшавшие гробницу Адриана. Далее расположены комнаты папы Пия IV, лоджии Юлия II, Павла III, а также несколько залов с собранием исторического оружия разных эпох.

Особого внимания заслуживают несколько залов на этом уровне. Зал Персея с украшенными позолоченной лепниной и фресками рассказывает легенду о Персее. В этой не большой комнате можно увидеть гобелены, предметы мебели, а также картины: «Плач по Христу», выполненную в манере Феррарской школы живописи, и «Дама с единорогом» работы Лука Лонги. Следующий Зал Амура и Психеи назван в честь оформленных фресками стен на тему мифических рассказов Апулея. Здесь находятся маленький алтарь, кровать и несколько картин: «Отдых на пути в Египет» работы Федерико Бароччи, «Несение креста» Себастьяно дель Пьомбо и портреты пап Павла III и Александра VI. Зал Паолина зал создан в середине XVI века как приёмный зал Павла III Фарнезе и с тех пор стал залом для приёма послов, почётных посетителей и важных гостей. Зал отличается пышным и богатым декором.

Замок Святого ангела – это историко-архитектурный памятник, расположенный в самом сердце Рима – недалеко от Ватикана. Первоначально замок Святого ангела был построен как мавзолей, позднее он стал резиденцией пап и одновременно тюрьмой, он также был сокровищницей и неприступной крепостью, а в наши дни в нем располагается Национальный музей.

Как доехать до замка Святого ангела

  • Метро – станции Lepanto или Ottaviano - San Pietro – линия А
  • Автобусы маршрутов № 62, 23 и 271, 982 и 280 - остановка Piazza Pia или № 34 - остановка у Porta Castello

Режим работы Замка Святого ангела в Риме в 2019 г.

Стоимость билетов в Замок Святого ангела в Риме в 2019 г.

  • Для взрослых с 9:00 до 11:00 - 5 евро
  • Для взрослых с 11:00 до закрытия - 14 евро
  • Для детей до 18 лет - бесплатно
  • Для лиц от 18 до 25 лет, граждан ЕС, - 2 евро
  • Бесплатный вход для все посетителей каждое первое воскресенье месяца

Из истории

В 130 году император Адриан, предчувствуя наступление смерти, по примеру мавзолея Августа решил построить большую усыпальницу, где в каменных гробах могли быть захоронены его останки и останки членов его семьи. Мавзолей решили расположить не в Риме, а на противоположном берегу Тибра. Чтобы не переправляться на лодках, сразу приняли решение построить каменный мост, названный Элио.

Император Адриан не дождался окончания строительства, он умер в 138 году, а мавзолей был завершен в 139 году. Его наследник Антоний Пий приказал перенести останки Адриана в построенную усыпальницу, где до 207 года хоронили всех последующих императоров, последним из которых стал легендарный Семптий Север.

Мавзолей Адриана, как и усыпальница Августа, представлял собой гигантскую цилиндрическую структуру с холмом на вершине, засаженным кипарисом. В самой высокой точке сооружения, видимо, было изображение императора в виде бога Солнца, правящего квадригой, очень похожей на ту, что установлена на крыше Большого театра в Москве.

Еще до окончательного распада Римской империи мавзолей стал крепостью, участвовавшей во всех военных баталиях, разворачивающихся вокруг Рима. Здесь римские папы скрывались от преследования врагов, а в перерывах между сражениями замок служил тюрьмой, получившей славу самого ужасного застенка во всем Риме.

Достоверно известно, что сбежать из тюрьмы удалось единственному человеку – скульптору, ювелиру и авантюристу Бенвенуто Челлини, который только одним своим побегом заработал славу, которой бы никогда не добился как обычный ювелирных дел мастер.

Правда, Челлини сидел в обычной камере, а в крепости были клетушки, устроенные в вентиляционных трубах, в которых и повернуться было нельзя.

Теперь тюрьма является главной приманкой крепости, также популярностью пользуются папские покои и особенно ванная папы Климента XVII, расписанная учеником Рафаэля Джулио Романо.

Туристы с удовольствием гуляют по расписным галереям с гротескными фресками, снимаются на фоне разложенных по периметру ядер и на фоне бронзового ангела.

Замок Святого ангела - название

Надо заметить, что это уже шестой ангел на замке, предыдущие стали жертвой молний и нехватки металла на оружие.

По преданию, при Григории Великом в 590 году случилась страшная эпидемия чумы и тогда папа организовал Крестный ход по городу, во время которого над крепостью возникло видение – фигура архангела Михаила, вкладывающего свой меч в ножны. Это предвещало окончание мора и в честь этого события замок быстро перекрестили в Castel Sant"Angelo и в это же время возникла традиция стрелять из замковой пушки, оповещая римлян о наступлении полдня. Позднее была установлена первая фигура бронзового ангела.

В настоящее время окрестности замка выглядит как парковая зона. Во рву горожане выгуливают собак, на аллеях устраиваются благотворительные ярмарки и книжные выставки, организуются народные гуляния. А каменный мост оккупируют торговцы, предлагающие туристам по 10 евро сумки Louis Vuitton и Gucci. Евросоюзное законодательство и штрафы от 500 евро за торговлю подделками продавцы и клиенты благополучно игнорируют.

Замок Святого ангела - один из немногих памятников Рима, сохранившийся практически в неизменном виде. Это прекрасный образец античной архитектуры, который притягивает к себе не только туристов, но также поэтов, художников и скульпторов, которые черпают здесь вдохновение.

Февраль 13, 2019

Возвышаясь над берегами Тибра почти 2000 лет, мощные стены Castel Sant Angelo являются свидетелем многих захватывающих событий – потрясений и перемен, несчастий и славы Вечного города. Замок Святого Ангела в разные времена служил императорской усыпальницей, папской крепостью и резиденцией, форпостом обороны и страшной тюрьмой инквизиции. История Рима тесно переплетена с его многовековым прошлым.

Замок Святого Ангела

Мавзолей императоров Рима

В 125 году правящий император Адриан велел построить на правом берегу Тибра монументальную усыпальницу, которая должна была стать последним пристанищем для всех членов его императорского рода. В те времена запрещалось хоронить умерших жителей Рима в черте города, для этого использовались окраинные земли за рекой. Тем не менее, выбор места не был случайным: по преданию, неподалеку находилось захоронение одного из учеников Иисуса Христа – апостола Петра, замученного императором Нероном.

Это интересно!

Достоверно известно, что проект грандиозного сооружения разработал древнеримский архитектор Деметриано по образу и подобию мавзолея Октавиана Августа. Однако при жизни Адриана гробница так и не была достроена. Ее возведение завершил преемник императора – Антонин Пий – в 139 году, спустя год после смерти своего предшественника.


Усыпальница императора поражала современников своими исполинскими размерами и красотой. По углам кубического основания, отделанного светлым мрамором цвета восходящей Луны, размещались группы бронзовых статуй, изображавших лошадей, застывших в движении, и их наездников. Поднимающееся над ним сооружение цилиндрической формы с насыпным курганом было украшено садом вечнозеленых растений. Вершину мавзолея венчала позолоченная бронзовая колесница с императором Адрианом в образе бога Гелиоса.

Мавзолей Адриана и мост Элио

Еще при жизни императора, в 134 году, оба берега Тибра объединил великолепный мост Элио, задуманный императором как образные врата для входа в усыпальницу. Построенный, также, по проекту Деметриано, сегодня он широко известен как Мост Ангелов с размещенными на нем изваяниями ангелов, несущих орудия Страстей Христовых. Скульптуры были разработаны и выполнены учениками его школы.

Мост Святого Ангела


На протяжении многих лет Мавзолей использовался по своему прямому назначению. В нем были помещены многочисленные урны с прахом особ императорских династий, в том числе:
  • жены Адриана – Сабины Вибиа;
  • приемного сына Адриана – Луция Элио;
  • императора Антонина Пия и его супруги Фаустины Маджоре;
  • императора Марка Аврелия Комодо;
  • императора Септимия Севера, его жены Юлии Домны и их сыновей – Гета и Каракаллы.

Неприступный бастион

Свое первоначальное предназначение возведенный Адрианом Мавзолей потерял в 403 году, когда Флавий Онорио, император Западной Римской Империи, объединил его со стеной, построенной Аврелианом в 271 году. С этого времени постройку начали использовать как фортификационное сооружение – его превратили в неприступный бастион, предназначенный для обороны города с севера.
Троекратная осада Рима, проводившаяся королем Аларико I на протяжении 408 — 410 гг, обозначила ключевое значение крепости как оборонительного комплекса для отражения нашествия вестготов.

Осада Замка Святого Ангела 537 — 538 года. Работа Lodovico Pogliaghi, 1886


Однако наибольшие разрушения крепость претерпела во время осады варварами под предводительством Гензерико в 455 году, когда защитники Рима сбрасывали на головы нападавших все, что находилось под рукой – камни, запас которых довольно быстро иссяк, урны с прахом императоров и даже статуи. Одна из них была найдена в 1620-х годах во рву, окружавшем крепость. Известная как Fauno Barberini или Пьяный Сатир, сегодня она находится в Глипотеке Мюнхена, в Германии.

Пьяный Сатир. Скульптура неизвестного мастера. Около 200 в. до н.э.


Во второй половине десятого века управление городом перешло в руки семьи Кресченци, и за крепостью Святого Ангела на протяжении последующих столетий закрепилось новое название – Castrum Crescentii, которое также сохранилось при правлении семей Перлеони и Орсини.

На протяжении почти четырех веков сооружение многократно перестраивалось и укреплялось в оборонительных целях. Наиболее масштабной реконструкции крепость подверглась в 1395 году. Папа Бонифаций IX поручил архитектору Никколо Ламберти восстановить оборонительную структуру замка, разрушенную населением Рима, восставшего против французского гарнизона в 1379 году. Этим проектом предусматривалось оставить единственный вход через подъемный мост, а на самом верху здания построить часовню Архангела Михаила.
Папа Николай V за время своего понтификата (1447 – 1455гг.) впервые сделал замок своей резиденцией. При нем были дополнительно построены три наружные башни по углам четырехугольного основания.

Замок Святого Ангела. Stefano Du Perac, 1575


Дальнейшие фортификационные работы продолжил папа Александр VI Борджиа (1431 – 1503гг.). Возведенные его предшественником башни архитектор Антонио да Сангалло укрепил бастионами пятиугольной формы, окружил стены более глубоким рвом и заполнил его водой из Тибра. По указанию папы Борджия была возведена еще одна круглая башня на входе в крепость.
Спустя 32 года это позволило папе Клименту VII семь месяцев противостоять осаде войскам ландскнехтов Карла V, начавшейся 6 мая 1527 года.

Осада Рима 1527 года. Картина Johannes Lingelbach, 17 век


Последние масштабные работы по укреплению Замка святого Ангела проводились при понтификате папы Павла IV (1555 – 1559гг.). Военный инженер Франческо Лапарелли закончил возведение грандиозного пятиугольного бастиона вокруг крепости Сант Анджело.

Замок Святого Ангела после реконструкции Франческо Лапарелли


Постепенно крепость утратила свое оборонительное значение. При Урбане VIII башни, включая башню Борджия между мостом Ангелов и замком Сант Анджело, были разрушены. Не единожды доказав свое ключевое предназначение в обороне города, мощные стены крепости многие годы служили надежным убежищем для понтификов, обустроивших в них свою резиденцию.

Легенда о спустившемся ангеле

Свое нынешнее название – Кастель Сант Анджело , мавзолей Адриана получил в 590 году. В это время на Рим обрушились многие беды: разлившийся Тибр затопил бо́льшую его часть, а эпидемия страшной чумы опустошила город, некогда бывший столицей мира. Папа Григорий I призвал блуждающих в руинах граждан совершить трехдневный покаянный Крестный ход и молиться, чтобы вызвать Божью милость.

Согласно легенде, 29 августа 590 года процессия, проходя мимо стен мавзолея, увидела над ним яркий фиолетовый силуэт Архангела Михаила, вкладывавшего огненный меч в ножны. Видение было истолковано как признак скорого избавления от напасти, обрушившейся на город, что и произошло на самом деле. О случившемся чуде до сих пор напоминает статуя Ангела, венчающего здание, и давшая свое нынешнее название замку.

Это интересно!

Первоначальное изваяние, выполненное из дерева, не сохранилось до наших дней. Второй ангел, высеченный из камня, был разрушен при осаде Рима в 1379 г. и заменен лишь в 1453 г. мраморной статуей с бронзовыми крыльями. Однако и она простояла недолго – в 1497 г. Ангел сильно пострадал при взрыве пороховой бочки, в которую попала молния. Взамен была изготовлена новая статуя из позолоченной бронзы, но в 1527 году и она была переплавлена на пушки.

В 1563 году очередную статую вновь водрузили на прежнее место. Ее изваял из мрамора Рафаэлло да Монтелупо (1504–1566гг.). Фигуру в образе Архангела Михаила с бронзовыми крыльями и сейчас можно увидеть во внутреннем дворике замка.

Статуя Архангела Михаила работы Рафаэлло Монтелупо


Сегодня Замок Cвятого Ангела венчает скульптурная композиция фламандского архитектора Peter Anton von Verschaffelt(1710 – 1793гг.), изготовленная им в 1753 году из бронзы.

Скульптура Святого Ангела работы Peter Anton von Verschaffelt, 1753

Резиденция понтификов

Как уже отмечалось выше, первые жилые апартаменты в Замке Святого Ангела принадлежали папе Николаю V. Отказавшись от традиционной резиденции в Латеранском дворце, он выбрал крепость в качестве наиболее безопасного места для представительства Святой церкви. Здесь же, в 1451 году он начал собирать коллекцию материалов, связанных с управлением Престола, привлекая к сотрудничеству для написания заметок многих гуманистов того времени. Этим дальновидным решением было положено начало будущей библиотеки Ватикана, которая на момент смерти понтифика, в 1455 году, насчитывала уже более 1200 документов.

Около пятидесяти лет спустя Папа Александр VI Борджиа (1492 – 1503гг.) заказал для себя строительство новых апартаментов. Стены, расписанные художником Бернардино ди Бетто, более известным как Пинтуриккио, превратили замок в роскошный дворец с садами и фонтанами. Послы иностранных держав здесь принимались с большой помпой, а банкеты следовали один за другим практически без перерывов. К сожалению, сегодня в крепости ничто не напоминает о былой роскоши резиденции Борджиа, разрушенной в 1628 году Папой Урбаном VIII.
Сегодня в одной из частей замка можно видеть две комнаты Папы Климента VII, в которых он находил убежище на протяжении семи месяцев во время осады крепости ландскнехтами.

Фрагмент потолка


До наших дней хорошо сохранилось лишь великолепие папских апартаментов эпохи Возрождения, полностью реализованное во время понтификата Павла III (1543 – 1549гг.). Выполненная флорентийским художником Перин дель Вага и его учениками роспись стен и потолков замка, полностью преобразовала военный форт в аристократическую резиденцию.

Знаменитые узники Замка Святого Ангела

Сменявшие друг друга понтифики использовали, также, и подвалы своей резиденции, которые стали местом последнего пристанища для особых преступников. В разные годы узниками замка были:

Одними из последних узников Замка Святого Ангела в середине XIX века были патриоты всеобщего национального движения Рисорджименто, боровшиеся против австрийского господства и за объединение государства, которые требовали присоединения Рима к Итальянскому Королевству. Летом 1871 года, после того как Рим был провозглашен столицей, Папа Пий IX заявил, что он стал вечным пленником итальянского государства. Новая власть упразднила папскую тюрьму, отдав Замок Святого Ангела под юрисдикцию военного министерства, устроившего в нем военную тюрьму и казармы.

  • Джованни Батиста Орсини – итальянский епископ и кардинал, принадлежавший к роду одной из самых влиятельных семей Рима. Обвиненный в заговоре против Папы Александра VI Борджиа и попытке отравления, 3 января 1503 года он был брошен в Замок Сант Анджело. Зная слабость Борджиа к драгоценностям, семья Орсини пыталась выкупить приговоренного к смерти кардинала. Приняв в дар огромную жемчужину, Папа, тем не менее, отравил узника;

    • Замок Святого Ангела. Фотография 1878 года Fratelli Alinari

      Музей, донесший дыхание столетий

      За небольшой промежуток времени, в течение которого замок находилось в военном ведомстве, инфраструктура сооружения и его многочисленные помещения начали постепенно приходить в упадок. Исправила положение инициатива начальника гарнизона полковника Луиджи де ла Пенне, собравшего вокруг себя бригаду специалистов из военных инженеров под руководством капитана Мариано Боргатти, историка-любителя военной архитектуры. Разработанный проект предусматривал восстановление первоначального внешнего вида здания и создания в нем музея военной техники.

      Замок Святого Ангела. 1901 год


      Начавшаяся в 1901 году реконструкция была завершена через пять лет. В начале 1906 года король Виктор Эммануил III торжественно открыл новый музей. Найденные при реставрации крепости древние артефакты, дополненные монетами, керамикой и редкими фотографиями, оформили в отдельную экспозицию, которая заняла несколько залов.
      Коллекцию экспонатов расширили к 1911 году, приурочив открытие новых залов к пятидесятилетнему юбилею объединения Италии и проводимой в Риме крупнейшей Всемирной выставке. Министерство образования и культуры, проявив свой интерес, способствовало приобретению для Замка Святого Ангела древних скульптур из Римского Национального музея. В результате, к концу выставки в июне 1912 года, все здание замка перешло под управление этого министерства, оставив оборонному ведомству лишь нижнюю часть памятника с садом.

      В 1916 году римский коллекционер Марио Менотти пожертвовал коллекцию старинных картин и мебели для зала Амура и Психеи. Аналогичное пожертвование было сделано, также, Викторией и Алессандро Контини Бонакосси для обустройства пяти папских апартаментов.

      Папское ложе




      Королевским указом от 4 мая 1925 года Замок Святого Ангела приобрел официальный статус Национального музея. Его первым директором стал тот самый Мариано Боргатти, историк-любитель, внесший неоценимый вклад в восстановление и популяризацию Замка Сант Анджело. Дожив до 80 лет, он умер в Риме 5 апреля 1933 года в ранге генерала армии, оставив потомкам в наследство дыхание столетий, воплощенное в обновленных им стенах крепости.

    Похожие публикации