Самолет который посадили на гудзоне. Чудо на Гудзоне. Подлинная история экипажа. Как отреагировали на крушение местные жители

Райан Хек , Кевин Ишиока , еще

  • Фильм основан на автобиографии «Highest Duty» («Высший долг»), которая была написана совместно Чесли Салленбергером и Джеффри Зеслоу. Она рассказывает об аварийной посадке рейса 1549 компании US Airways, известной под названием «Чудо на Гудзоне», которая произошла в четверг, 15 января 2009 года. Самолет успел набрать высоту 975 метров, после чего столкнулся со стаей гусей. В результате у него отказали оба двигателя. Командиру воздушного судна, Чесли Салленбергеру, удалось посадить самолет на воду реки Гудзон в Нью-Йорке, при этом все 155 человек находившиеся на его борту выжили.
  • Это первый совместный проект Клинта Иствуда и Тома Хэнкса.
  • Клинт Иствуд практически полностью снял этот фильм на новые камеры ALEXA IMAX 65mm.
  • Песня «A Real Hero», написанная французским электронным исполнителем College совместно с Electric Youth и выпущенная в 2010 году, была написана именно о капитане Чесли Салленбергере. На создание песни фронтмена Electric Youth, Остина Гаррика, вдохновило то, что его дедушка назвал Салленбергера настоящим героем.
  • Это уже второй раз, когда Том Хэнкс играет реального человека и описываемые события происходят в 2009 году. Предыдущим таким фильмом был «Капитан Филлипс» (2013).
  • Лора Линни уже снималась у Клинта Иствуда в фильмах «Абсолютная власть» (1996) и «Таинственная река» (2003).
  • Лора Линни и Аарон Экхарт вместе играли в сериале «Фрейзер» (1993-2004).
  • Второй пилот Джефф Скайлз, которого в фильме сыграл Аарон Экхарт, появлялся в одном из эпизодов сериала «Американские коллекционеры» (2010).
  • Это уже 35-й художественный фильм, снятый Клинтом Иствудом.
  • Первый проект Клинта Иствуда с момента выхода фильма «Огненный лис» (1982), монтажом которого не занимался Джоэль Кокс.
  • На 2016 год это самый короткий полнометражный фильм режиссера Клинта Иствуда.
  • В фильме использовался самолет Airbus A320-200. Специально для съемок были куплены два списанных самолета этой модели.
  • Капитан парома Винсент Ломбарди сыграл в фильме сам себя. Он действительно был капитаном первого парома, который добрался до самолета.
  • Сцены спасения людей после аварийной посадки снимались в том же месте реки Гудзон, где проходила реальная спасательная операция. При этом на Гудзоне были отсняты кадры спасательных лодок, окружающих большое пусто пространство, а затем к ним были добавлены кадры самолета A320, отснятые в искусственном озере «Falls Lake» студии Universal, расположенном на юге Калифорнии.
  • Во время подготовки к своей роли Том Хэнкс встречался с Чесли Салленбергером. По словам Салленбергера, он был впечатлен тем, как хорошо актеру удалось передать его образ на экране.
  • Том Хэнкс рассказал, что самым трудным для гримеров стало осветление его волос.
  • Некоторые сцены снимались в нью-йоркском отеле «Marriott Downtown», куда доставляли реальных пассажиров рейса после катастрофы.
  • Лора Линни рассказала, что, несмотря на наличие общих сцен у их персонажей, они с Томом Хэнксом на съемочной площадке не пересекались, однако в сценах с телефонными разговорами они на самом деле были на связи друг с другом.
  • Во время пробежки Салли по Таймс-сквер можно заметить рекламные вывески других фильмов Клинта Иствуда – «Гран Торино» (2008) и «Парни из Джерси» (2014).
  • Крупное кольцо с голубым камнем, которое носит Том Хэнкс, это кольцо Академии ВВС США, в которой учился Чесли Салленбергер. Ранее Хэнкс уже носил военное кольцо в фильме «Аполлон 13» (1995), где он играл выпускника Военно-морской академии США.
  • Кэти Курик, которая берет интервью у персонажа Тома Хэнкса в фильме, брала интервью у реального Чесли Салленбергера для передачи «60 минут» (1968). Это был 18 эпизод 41 сезона, который вышел 8 февраля 2009 года, всего через двадцать четыре дня после трагического происшествия.
  • Фильм повлек за собой исследования крупных газет, таких как «New York Times» и «The Guardian». Они сравнили то, как история рассказана в фильме, с официальными отчетами о расследовании этого дела и пришли к выводу, что Национальный совет по безопасности на транспорте несправедливо изображен в фильме, как некомпетентная организация, нарушающая свои же протоколы, которая к тому же якобы была враждебно настроена по отношению к капитану Салленбергеру.
  • Энн Кьюсак ранее снималась с Томом Хэнксом в фильме «Их собственная лига» (1992). В том фильме она исполняла роль игрока команды, менеджером которой был Хэнкс, а в этом фильме Кьюсак член экипажа, капитаном которого является Хэнкс.
  • Во время воспоминаний Салли, когда он подростком летает на биплане, на здании аэропорта четко виден знак Гражданского воздушного патруля. Эта служба помимо прочих задач занималась патрулированием прибрежных зон, а также выполняла курьерские обязанности во времена Второй мировой войны. На сегодняшний день эта служба несет ответственность за все внутренние поисково-спасательные операции в США и обладает одним из крупнейших парков самолетов в мире.
  • Биплан, на котором летает Салли в сценах воспоминаний, это редкий самолет Stearman Cloudboy. На момент съемок это был один из шести еще летающих самолетов этой модели.
  • Во время съемок реальный Чесли Салленбергер присутствовал в студии и всячески помогал создателям фильма.
  • Бретт Райс и Том Хэнкс ранее вместе снимались в фильме «Форест Гамп» (1994).
  • Майк О’Мэлли и Макс Адлер ранее вместе снимались в сериале «Лузеры» (2009-2015).

Больше фактов (+25)

Ошибки

  • В одной из сцен в начале фильма показывают кадры улиц Нью-Йорка, на которых можно заметить такси с рекламой фильма «Выживший» (2015). Однако события фильма разворачиваются в 2009 году.
  • Когда персонаж Тома Хэнкса пробегает по Таймс-сквер, на столбах видны рекламные плакаты постановки «Аладдин». Премьера этой постановки состоялась на Бродвее только в 2014 году.
  • В некоторых сценах в аэропорту Ла-Гуардия видна современная раскраска самолетов компаний United Airlines и American Airlines. Однако окрашивать самолеты таким образом эти компании стали лишь в 2010 и 2013 году соответственно.
  • В сценах в аэропорту Ла-Гуардия в начале фильма у самолета Boeing 737 компании Continental Airlines видны сопряженные законцовки крыла, состоящие из двух направленных в противоположные стороны винглетов, имеющих саблевидные концевые обтекатели. Такие законцовки стали устанавливать на коммерческие самолеты только в 2014 году.
  • В фильме можно заметить такси Toyota Prius V, когда Салленбергер прогуливается по улицам. Этот автомобиль появился только в 2011 году.
  • В некоторых сценах показывают очертания Манхэттена, однако они отличаются от того, как все выглядело в 2009 году. В частности, видно небоскреб 432 Парк-авеню, строительство которого началось только в 2012 году.
  • Когда Салленбергер пробегается по Таймс-сквер видно рекламное объявление по поводу Хэллоуина, однако события фильма разворачиваются в январе, за девять месяцев до Хэллоуина.
  • В аэропорту Ла-Гуардия самолет компании American Airline стоит рядом с самолетом компании UsAirways. В 2009 году самолеты этих компаний находились у разных терминалов.
  • В сцене на Таймс-сквер можно заметить людей, которые сидят на открытом воздухе за столиками в специальной зоне для пешеходов. Эта зона появилась только в мае 2009 года, через несколько месяцев после событий фильма. А металлические столы и стулья появились на Таймс-сквер только в августе 2009 года.
  • Во время поездки по Нью-Йорку можно заметить рекламу грядущего шоу Кола Суинделла. Суинделла появился на музыкальной сцене только в 2013 году.
  • Во время слушания, когда запускают симуляцию, прямо перед приземлением, видны отметки, свидетельствующие о том, что самолет был почти за пределами взлетно-посадочной полосы (это одна белая линия с обеих сторон, а затем двойная белая линия). Затем происходит смена кадра и оказывается, что самолет находится в другой точке относительно взлетно-посадочной полосы.
  • В фильме можно заметить такси Ford C-Max. В США такие автомобили были представлены только в 2012 году как модель 2013 года.
  • Когда Салли пробегает вечером по Таймс-сквер, он останавливается на Западной 44-ой улице, и видно рекламу постановки «Матильда», которая идет в театре Шуберта. Премьера «Матильды» состоялась только 11 апреля 2013 года.
  • На виде набережной Вихокена, штат Нью-Джерси, видны здания, которых в 2009 году еще не было.
  • В сцене с буксировкой самолета видно, что у него двигатели IAE V2500, но в большинстве остальных кадров у него двигатели CFM 56.
  • В Музее моря, воздуха и космоса «Интрепид» можно заметить большой павильон, который был построен для размещения космического корабля «Энтерпрайз» в период с 2012 по 2013 год. На момент событий фильма этого павильона еще не было.
  • В сцене воспоминаний Салленбергера при заходе на посадку на полосу «22», он говорит, что держит курс «020» после того, как четко увидел саму полосу. На самом деле номер полосы соответствует магнитному курсу, который для 22-ой полосы был бы «220». Курс «020» означает поворот на 200 градусов влево относительно текущего курса или же на 160 градусов вправо.
  • Когда стюардессы рассказывают о правилах безопасности, по положению рычага видно, что левая передняя посадочная дверь находится в ручном режиме. При взлете дверь должна ставиться в автоматический режим, тогда при открытии двери будет автоматически выкидываться аварийный трап.
  • На лодке персонаж Джеффри Нордлинга получает шляпу, чтобы согреться, затем эта шляпа на время исчезает, а потом появляется вновь.
  • Когда спасают пассажиров, один человек носит рубашку одного из пилотов, однако несколько мгновений спустя показывают обоих пилотов, на каждом из которых надеты рубашки.
  • В воспоминаниях Салленбергер получает указание посадить самолет на полосу «2-1». Однако в итоге самолет садится на полосу «22».
  • Во время интервью с Кэти Курик, кольцо на ее безымянном пальце левой руки то появляется, то исчезает.
  • Когда Салленбергер, находясь на Манхэттене, смотрит на репортеров через окно, среди них видно как минимум два новостных фургона, которые являются представителями филиалов из Сан-Франциско (KRON 4 и KTVU 2), хотя должны быть только нью-йоркские представители.
  • В одной из сцен самолет отображается на дисплее радара как «USA1549». Компании US Airways и America West Airlines объединились в 2005 году и получили единый сертификат в 2008 году. Поскольку авария произошла в 2009 году, то вместе «USA1549» на радаре должно отображаться «AWE1549».
  • Когда Салленбергер сажает самолет на Гудзон, он видит через лобовое стекло кабины приближающуюся реку. На самом деле, учитывая наклон самолета, он мог видеть приближающуюся реку только через боковое окно, а через переднее окно он бы видел только небо.
  • Во время каждой успешной симуляции посадки должно было бы звучать звуковое оповещение для пилотов о том, что им нужно сменить положение рычагов тяги для посадки.
  • В последней симуляции самолет явно сваливается на крыло перед ударом. Однако в такие моменты должен звучать специальный сигнал, предупреждающий о приближении к сваливанию на крыло.
  • На панели у самолета А320 виден манометр, показывающий степень сжатия воздуха в двигателе. В 2009 году у самолетов A320 компании US Airways были двигатели CFM, у которых не было таких манометров.

Больше ошибок (+25)

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

Пятнадцатого января 2009 года пилот компании US Airways капитан Чесли «Салли» Салленбергер и первый офицер Джеффри Скайлз поднялись в воздух на рейсе 1549 из аэропорта Ла-Гуардия и направились по своему маршруту в международный аэропорт Шарлотт Дуглас. Не прошло и трех минут полета, как на высоте около 850 метров их самолет, Airbus A320, столкнулся со стаей канадских казарок. В результате столкновения у самолета отказали оба двигателя.

Без двигателей у капитана авиалайнера не было возможности долететь до ближайшего аэропорта, и он принимает решение посадить самолет на реку Гудзон. Салленбергеру удается это сделать, и при этом все пассажиры и члены экипажа остаются в живых. Пресса и общественность сразу делают из него героя, однако после произошедшего Салли начинает страдать от посттравматического стрессового расстройства. Ему постоянно лезут в голову мысли о том, что самолет мог врезаться в здание.

Затем Салли узнает, что по предварительным данным адресно-отчетной системы авиационной связи предполагается, что левый двигатель все еще работал на холостом ходу. Теоретически это дало бы самолету достаточно тяги, чтобы вернуться в аэропорт Ла-Гуардия или же приземлиться в ближайшем аэропорту – Тетерборо. Кроме того комиссия по расследованию этого дела заявляет, что смоделировав при помощи всех имеющихся данных эту ситуацию на компьютере, они пришли к выводу, что самолет можно было безопасно посадить в любой из аэропортов, даже если оба двигателя не работали. Салли же утверждает, что оба двигателя отказали, и что самолет находился на недостаточной высоте, и у него не хватило бы ни времени, ни скорости на то, чтобы совершить безопасную посадку в любом из аэропортов.

Салли начинает понимать, что Национальный совет по безопасности на транспорте сводит все к тому, что пилот ошибся, что поставит жирный крест на его карьере. В попытке спасти свою репутацию, он договаривается о том, чтобы пилоты на симуляторе провели публичную демонстрацию во время слушания по этому делу. Когда оба раза пилотам на симуляторе удается успешно посадить самолет в аэропорту, Салли заявляет, что такое моделирование ситуации некорректно, поскольку пилоты заранее знают, что их ожидает и как им действовать. При этом не учитывается человеческий фактор и количество времени, которое понадобилось бы пилотам в действительности на оценку ситуации и безуспешную попытку перезапустить неработающие двигатели. Под давлением комиссия признается в том, что пилоты неоднократно отрабатывали эту ситуацию на симуляторе, прежде чем им удалось провести успешную демонстрацию на слушании.

Пойдя на уступку Салленбергеру, комиссия решает провести симуляцию заново, теперь уже добавив 35-секундную паузу после момента столкновения с птицами, тем самым учитывая человеческий фактор. После внесенных изменений пилотам не удается провести безопасную посадку ни в аэропорт Ла-Гуардия, ни в Тетерборо.

После небольшого перерыва комиссия сообщает, что левый двигатель был вытащен из реки Гудзон, что были обнаружены бесспорные признаки того, что он был полностью разрушен от столкновения с птицами. В свете этой информации комиссия официально признает, что потеря рейса 1549 была неизбежна, и что Салленбергер действовал правильно, решив посадить самолет на реку, поскольку это был единственный вариант, при котором могли выжить пассажиры и члены экипажа.

57-летний американский пилот, бывший военный летчик Чесли Салленбергер за несколько секунд спас полторы сотни жизней.

После отказа обоих двигателей из-за столкновения с птицами он посадил .

Мостовой между мостов

Все пассажиры и члены экипажа остались живы. Кстати, по данным Федерального авиационного управления США, с 1990 по 2007 год в стране зафиксировано 80 тыс. случаев столкновения птиц с пассажирскими самолетами. Потенциальную угрозу пернатые создают примерно одному из 10 тыс. рейсов.

Но и в СССР был похожий случай. 21 августа 1963 года в Ленинграде совершил первое в мире удачное приводнение самолет, следовавший из Таллина в Москву. Уже при взлете в таллинском аэропорту командир Ту-124 Виктор Мостовой обнаружил, что шасси заклинило.

Командир доложил о неполадке диспетчерам. Однако из-за сгустившегося тумана аварийную посадку в Таллине запретили. Мостовому предложили сажать машину на запасной грунтовой полосе пулковского аэродрома в Ленинграде, - вспоминает заслуженный летчик СССР Владимир Дмитриев.

Самолет кружил над городом, вырабатывая запас горючего до тонны. На седьмом круге бортмеханик доложил Мостовому о том, что горючего остается больше, чем необходимо по инструкции. "Иду еще на один круг", - сообщил на землю командир. Он не подозревал, что топливомеры самолета неисправны. Когда до аэропорта оставался 21 км, запас топлива был исчерпан: левый двигатель самолета встал.

Чтобы сократить расстояние до аэродрома, экипаж решил лететь над историческим центром города. Однако над Смольным отказал и второй двигатель. К счастью, внизу была Нева, - рассказывает Дмитриев. - "Витя, садись на воду", - крикнул Василий Чеченов, второй пилот, в прошлом гидролетчик.

И тогда Мостовой принял единственно верное в сложившейся ситуации решение: сажать самолет на поверхность воды - между Большеохтинским и Финляндским мостами. Чтобы избежать паники, 27-летний командир приказал членам экипажа отвлечь пассажиров разговорами.

Самолет пронесся в паре метров над мостом Александра Невского - в то время еще только строящимся. Рабочие, стоявшие на металлических конструкциях, в ужасе попадали в воду. В нескольких десятках метров от Финляндского моста самолет плюхнулся в реку.

При посадке Ту-124 получил пробоину и почти сразу начал набирать воду. Лишь благодаря действиям Юрия Поршина, капитана буксира, зацепившего металлический трос за штурвал пилотов и отбуксировавшего самолет к берегу, он не затонул на 13-метровой глубине. Его "пришвартовали" к причалу завода "Северный пресс" так, что одно из крыльев легло на сушу, образуя трап. Командир самолета сошел на землю последним. Он был очень спокойным, но абсолютно седым.

Наградить или наказать? - такой вопрос встал перед Главным управлением ГВФ СССР сразу после аварии.

Мостового исключили из авиаотряда за разгильдяйство. Якобы по его вине Ту-124 вначале едва не рухнул на центр Ленинграда, а потом чуть не пошел ко дну, - продолжает Владимир Дмитриев. - Лишь после того как скандал дошел до ЦК КПСС, а героизм летчика стал известен на Западе, Мостового наградили орденом Красной Звезды, а членов его экипажа - медалями.

Самолет приземлился на самолет

Но приводнение - еще не самый экзотичный вариант посадки. Так, 8 июля 2005 года 55-летний водитель "Порше" решил использовать ВПП в аэропорту германского Битбурга, чтобы насладиться скоростью своего автомобиля. Разрешение от руководства аэропорта, как ни странно, имелось. А потому гонщик спокойно носился по полосе со скоростью 160 км/ч. Неожиданно прямо на крышу "Порше" начал садиться легкомоторный самолет. Водитель резко затормозил, из-за чего самолет соскользнул с крыши и упал на землю. 58-летний пилот не пострадал, а вот крылья поломал. Полиция позже установила, что виновником аварии был именно пилот: он не запросил разрешение на посадку. Но самое любопытное: пришлось подготовить специальный рапорт в компанию-страховщика "Порше", где отказывались верить, что на автомобиль их клиента попытался сесть самолет.

А во Флориде до сих пор вспоминают, как пилот одномоторного "Пайпер Черуки" пытался совершить вынужденную посадку на шоссе около города Дандина. Ударившись о дорогу, самолет несколько раз подпрыгнул, отбросил в сторону два грузовика и приземлился на крышу третьего. Летчик и водитель отделались легкими ушибами, а несколько человек на месте "посадки" - сильным испугом.

Впрочем, с крышами автомобилей на равных состязаются и другие "посадочные площадки". Скажем, в 2001 году в Великобритании легкий самолет приземлился прямо на жилой дом. После отказа двигателя у пилота была альтернатива: сесть на железнодорожные пути либо на крышу дома. А в октябре 2008-го спортивный самолет угодил прямо на крышу здания австрийской полиции. И опять-таки обошлось без жертв.

Но, пожалуй, самая удивительная посадка произошла в прошлом году в американском штате Техас: когда один самолет приземлился прямо на другой. В аэропорту, который расположен недалеко от Далласа, диспетчер сообщил пилоту заходящего на посадку самолета, что полоса свободна, и дал разрешение садиться. В это время со стороны рулежной дорожки выехал другой лайнер. Аварии избежать не удалось. Обеим машинам был нанесен серьезный ущерб, однако пилоты не пострадали.

Между тем

По словам члена правления Всемирного фонда безопасности полетов Валерия Шелковникова, заход на посадку и посадка - самые сложные этапы полета. Многолетняя статистика показывает: ежегодно по этой причине в мире происходит в среднем 17 авиапроисшествий.

другие уникальные посадки

Ту-134 ГосНИИ гражданской авиации выполнял испытательные полеты с аэродрома Шереметьево. При заходе на посадку отказали одновременно два двигателя. Командир посадил самолет на водную поверхность канала им Москвы. Никто не пострадал.

"Боинг 727-230" греческой авиакомпании выполнял рейс из Афин в Салоники. Самолет пилотировали опытные пилоты. Погода в аэропорту назначения была сложнейшая: гроза, порывы ветра, мощная облачность. Самолет пролетел первую треть взлетно-посадочной полосы, в итоге при посадке выкатился за ее пределы, его нос повис над берегом Средиземного моря. Но экипаж и пассажиры - 35 человек - остались живы.

"Боинг 767-260ER" эфиопской авиакомпании выполнял рейс из Аддис-Абебы в Абиджан. Вскоре после входа в воздушное пространство Кении трое террористов захватили самолет и потребовали лететь в Австралию. Но на подходе к Коморам у самолета закончилось топливо, двигатели остановились. Пилоты пытались произвести посадку на мелководье в 500 метрах от пляжа, однако левый двигатель и край крыла ударились о воду и машина разрушилась. Из 175 человек, находившихся на борту, спаслись 50.

A320-214 филиппинской авиакомпании выполнял рейс из Манилы в Баколод. При посадке самолет "снесло" на правую сторону взлетно-посадочной полосы. Он протаранил ограждение аэропорта и остановился в небольшой реке. Никто из 130 человек, находившихся на борту, не пострадал.

Реальность:
Дата 15 января 2009 года и рейс 1549 Нью-Йорк - Шарлотт - Сиэтл навсегда войдут в историю мировой авиации. Спустя полторы минуты после взлёта лайнер Airbus A320 авиакомпании US Airways столкнулся со стаей гусей, в результате чего оба двигателя практически мгновенно вышли из строя. Избежать катастрофы со 155 жертвами удалось лишь благодаря высочайшему профессионализму экипажа, осуществившему приводнение многотонного самолета на воды реки Гудзон. Все пассажиры и члены экипажа спаслись, обошлось без жертв и тяжелых ранений.

Фильм:
В 2016 году на экраны вышел фильм под названием «Чудо на Гудзоне», режиссером выступил Клинт Иствуд, а главную роль пилота Чесли Салленбергера блистательно исполнил Том Хэнкс. «Чудо на Гудзоне» подробно рассказывает о происшествии и подвиге экипажа.

Поначалу могут возникнуть вопросы, как из полета, длившегося от взлета до приводнения всего лишь пять минут, можно сделать полноценный художественный фильм? Основную часть фильма занимает послеполетное расследование, где по полочкам разбирают происшествие. Убеленный сединами Том Хэнкс выглядит очень убедительно и заставляет переживать не только саму аварию, но и последующие попытки обвинить пилотов в случившемся.

Фильм похож на документальный, каких-либо расхождений с реальными событиями нет. Это именно тот случай, когда реальная история оказывается интереснее выдуманных сюжетов.

Я, конечно, любитель авиации, поэтому, как и многие мои друзья, могу пересматривать этот фильм и каждый раз восхищаться слаженной работой экипажа и выдержкой капитана.

На мой взгляд, нам не хватает таких фильмов, которые на примере реальных людей учат самым лучшим человеческим качествам. Хотя попытки есть, в одной из частей «Ёлок» вплетен сюжет о героической посадке Ту-154 авиакомпании «Алроса» на заброшенный аэродром в тайге. Удалось спасти и самолет и людей. Легендарный самолет, кстати, до сих пор летает. Его можно часто увидеть в аэропорту Домодедово.

Книга:
После просмотра фильма мне захотелось прочитать книгу. И здесь меня ждал приятный сюрприз.

Я не представлял, что книга окажется еще интереснее чем фильм. Если в кино рассказывается о происшествии и последующих за ним событиях, то в книге подробно рассказан путь становления Лётчик от пятилетнего пацан до того самого рейса. В фильм не вместилось множество сюжетных линий и сцен, подробнейшим образом изложенных в книге. Первый самостоятельный полет Чесли Салленбергер осуществил в шестнадцать лет, затем служил военным пилотом. На протяжении всей своей жизни летчик уделял огромное внимание безопасности полетов. Вся карьера Салленбергера подвела его к тому, чтобы благодаря профессионализму, знаниям и опыту в самый ответственный час удалось избежать самого страшного.

Очень важно, что в книге идет речь далеко не только об авиации. Там и отношения с близкими, и взаимовыручка, и общие рассуждения о жизни с точки зрения пилота. Это позволяет лучше понять и проследить путь Чесли. Книга из тех, что читаются на одном дыхании, заставляют думать и чувствовать. Технические подробности никоим образом не перегружают изложение, но все значимые детали указаны. Отдельно в конце книги, в приложениях приведены схема полета и расшифровка записи бортового самописца. Эти сухие документы еще раз напоминают, что история произошла на самом деле.

Книжный вариант «Чуда на Гудзоне» не дублирует, а дополняет экранизацию, раскрывая биографию целеустремленного живого человека, со своими сложностями и проблемами.

Моя оценка: однозначно 5/5!

Ни один транспорт в мире не привлекает к себе столько внимания, сколько самолет. Любое опубликованное в интернете видео взлета или посадки тут же набирает сотни тысяч просмотров и десятки тысяч лайков. Многотонная конструкция, которая с легкостью отрывается от земли и уносит в небо несколько сотен человек, всегда будет приковывать к себе взгляды. Ведь для большинства полет самолета - это почти чудо, которое невозможно объяснить никакими законами физики.

В реальной жизни все более прозаично: самолет взлетает благодаря подъемной силе, которую создают двигатели и крылья, а управляет всем этим пилот, который оказался за штурвалом не благодаря папиному блату, а после учебы в вузе, различных курсов повышения квалификации и сотен пройденных тестов.

Гражданской авиации уже больше ста лет. Первый полет пассажирского самолета состоялся 12 февраля 1914 года - лайнер «Илья Муромец» поднял в воздух 16 человек и собаку. Но до сих пор миллионы людей задаются вопросом - как летает самолет? А любое авиационное происшествие неизбежно становится новостью номер один во всех мировых СМИ.

Уже сто лет работа авиаконструкторов подчинена одной цели - сделать полет более безопасным. И им это неплохо удается.

По безопасности среди всех видов транспорта самолет уступает только поездам. И хотя аэрофобов вряд ли что-то переубедит, но с цифрами не поспоришь: в 2015 году по всему миру было выполнено 34 млн рейсов, а разбилось 16 самолетов, погибло 560 человек (в России на дорогах в 2015 году погибли 23 114 человек).

На пять миллионов полетов в мире в 2016 году лишь два были фатальными. Это самый низкий показатель за всю историю гражданской авиации.

Для сравнения, в 2014 году в мире произошло 12 авиакатастроф, в которых погибло 640 человек. В 2012 году случилось чуть более 20 авиакатастроф, в 2011-м воздушные лайнеры разбивались 28 раз. Худшим же в истории гражданской авиации признан 1972 год: тогда потеряли жизнь 2370 человек в результате 72 авиакатастроф.

Чтобы число авиационных происшествий и количество погибших в них людей неуклонно снижалось, самолеты еще на этапе проектирования на земле подвергают таким перегрузкам, которые в реальной жизни не случаются никогда.

Например, новейшая модель от Boeing - лайнер 787 Dreamliner - на испытаниях провисел на «дыбе» три года. Его крылья были зажаты в огромные тиски, а концы заломлены вверх с отклонением от стандартного положения на восемь метров. Так инженеры изучали «усталость» металла. Всего же за время испытаний «подопытная модель» 787-го пережила несколько жизней обычного лайнера.

Но как бы ни совершенствовались технологии, какими бы умными не были авиационные компьютеры, главным гарантом безопасности полета остается пилот. Именно от его профессионализма зависят жизни пассажиров и экипажа. Для этого он годами оттачивает свое мастерство на тренажерах, каждые полгода проходит врачебную комиссию, сдает десятки тестов на аттестацию.

И хотя пассажиры в случае любой нештатной ситуации на борту чаще обращаются к Богу, чем уповают на мастерство пилота, именно от его умения зависит сохранность воздушного судна и людей. В 1982 году пилоты Boeing-747 авиакомпании British Airways смогли предотвратить катастрофу даже тогда, когда у самолета на высоте 11 км отказали все четыре двигателя. Уже когда лайнер снизился до 3 км от земли, они смогли запустить все двигатели и приземлиться в аэропорту одного из индонезийских островов. Никто из находившихся на его борту 263 человек не пострадал.

В августе 1963 года лайнер Ту-124 «Аэрофлота», летевший из Таллина в Москву, вынужден был приводниться на Неву в Ленинграде из-за отказа обоих двигателей. Никто из 45 пассажиров и семи членов экипажа не пострадал.

Эта посадка стала одним из шести случаев приводнения самолетов, в результате которых не было погибших. Последний такой инцидент произошел в Нью-Йорке в 2009 году. 15 января лайнер Airbus A320 авиакомпании US Airways выполнял рейс Нью-Йорк-Шарлотт-Сиэтл. На его борту находились 150 пассажиров и 5 членов экипажа. Через 90 секунд после взлета в аэропорту Ла Гуардия самолет столкнулся со стаей канадских гусей. Отказали оба двигателя. Экипаж под руководством 57-летнего Чесли «Салли» Салленбергера благополучно посадил воздушное судно на воду реки Гудзон в Нью-Йорке. Все находившиеся на его борту 155 человек выжили.

Авиационное происшествие в тот же день окрестили «Чудом на Гудзоне». 8 сентября 2016 года в прокат вышел фильм, рассказывающий об инциденте. Режиссером картины стал Клинт Иствуд, а главную роль капитана «Салли» Салленбергера сыграл обладатель «Oскара» Том Хэнкс. Также в «Чуде на Гудзоне» снимаются Аарон Экхарт в роли второго пилота и помощника Салли Джеффи Скайлза, и номинантка на премию «Оскар» Лора Линни в роли жены главного героя Лоррейн Салленбергер.

Фильм снят по сценарию Тодда Комарники по мотивам книги Салленбергера и Джеффри Заслоу «Highest Duty». Продюсерами проекта стали Клинт Иствуд, Фрэнк Маршалл, Эллин Стюарт и Тим Мур. В качестве исполнительных продюсеров выступили Кипп Нельсон и Брюс Бергман.

В работе над фильмом к Иствуду присоединились несколько его давних соратников, с которыми в прошлый раз режиссер работал над мировым хитом «Снайпер»: оператор Том Cтерн и художник-постановщик Джеймс Дж. Мураками. Оба они были номинированы на «Оскар» за фильм «Подмена».

Картина рассказывает не только о самом чудесном спасении лайнера и пассажиров, но и о судьбе пилота после этой истории. Несмотря на то, что общество и пресса были готовы носить Салли на руках, за уникальным примером авиационного мастерства последовало расследование, угрожавшее разрушить его репутацию и карьеру.

Реальный же самолет, приводнившейся на реку, был поднят и куплен Музеем авиации «Каролинас» в Шарлотте (штат Северная Каролина). Сейчас его может увидеть любой желающий.

Чесли «Салли» Салленбергер после аварийной посадки покинул авиакомпанию и занялся продвижением программы, которая помогает молодым людям делать первые шаги в гражданской авиации. Также он пишет книги, выступает с лекциями об авиационной безопасности и воспитывает двух дочерей.

В честь Салленбергера канадская группа Electric Youth написала песню A Real Hero. В 2012 году композиция была номинирована для MTV Movie Awards в категории Best Music.

Авиакомпания US Airways, в которой с конца 80-х годов работал Салли Салленбергер (в то время это был крупнейший авиаперевозчик мира по числу ежедневных рейсов), в прошлом году прекратила свое существование, слившись с American Airlines. Последний рейс US Airways выполнила 17 октября из Сан-Франциско в Филадельфию. Номер рейса был 1939 - год основания авиакомпании.

Современная гражданская авиация является одним из самых безопасных видов транспорта. Многократное дублирование различных систем позволяет свести опасность катастрофы до минимума.

И всё-таки избежать чрезвычайных ситуаций совсем невозможно. Одной из самых опасных из них считается вынужденная посадка на воду.

Авиаэксперты убеждены — если есть хоть один шанс этого избежать, им надо воспользоваться. Потому что даже посадка лайнера «на брюхо» в аэропорту оставляет куда больше шансов на выживание пассажиров и членов экипажа, чем приводнение.

Мировая авиация знает всего чуть более десятка управляемых вынужденных посадок пассажирских авиалайнеров на воду. Большинство из них не обходились без жертв на борту.

21 августа 1963 года экипаж советского авиалайнера Ту-124, летевшего из Таллина в Москву, совершил вынужденную посадку в Ленинграде, прямо на поверхность Невы. Командир лайнера Виктор Мостовой сумел сделать невероятное — уйдя от столкновения с многочисленными мостами, он приводнил самолёт так, что уцелели все пассажиры и члены экипажа.

Без малого 46 лет спустя на месте Мостового оказался американский пилот Чесли Салленбергер .

«Лётчик высшего класса»

В год, когда Виктор Мостовой совершил «чудо на Неве», 12-летний сын стоматолога из Техаса Чесли Салленбергер стал членом общества людей с высоким IQ Менса.

Увлечение авиацией пришло позже, в 16 лет. Чесли поступил в частный аэроклуб, где понял, что профессия лётчика — это то, чем он хочет заниматься всю жизнь.

В 1969 году Военно-воздушная академия США пополнилась 18-летним курсантом Салленбергером, который собрал все возможные награды и поощрения, закончив учёбу с квалификацией «top flyer» («лётчик высшего класса»).

После семи лет военной службы он перешёл в гражданскую авиацию. Специалиста с военным опытом и высоким IQ привлекли к расследованию авиакатастроф.

Гораздо позже лётчик основал компанию Safety Reliability Methods, которая даёт консультации по технике безопасности на авиатранспорте.

Но основным делом для Чесли Салленбергера оставались полёты. Три десятка лет он пилотировал гражданские суда авиакомпании US Airways, благополучно доставляя пассажиров к месту назначения.

Чесли Салленбергер. Фото: www.globallookpress.com

Особо опасные гуси

Ему предстояло выполнить рейс AWE 1549 по маршруту Нью-Йорк - Шарлотт - Сиэтл. Вылет из Нью-Йорка был назначен на 15:20 по местному времени.

Полёт выполнялся на Airbus A320. Самолёт не вызывал опасений — он был выпущен в 1999 году, регулярно проходил плановое обслуживание и не вызывал нареканий.

Вторым пилотом у Салленбергера в этот день был 49-летний Джеффри Скайлз . За его плечами было 23 года работы в US Airways, но на А320 лётчику предстояло лететь во второй раз в жизни.

Всего на борт самолёта поднялись 150 пассажиров. Кроме двух пилотов, в экипаж входили три стюардессы.

В 15:24 лайнер вылетел из аэропорта Нью-Йорка. И почти сразу случилось ЧП.

Как правило, во всех аэропортах существуют системы отпугивания птиц. Это необходимо для предотвращения столкновения пернатых с самолётами, что представляет серьёзную опасность для полётов.

Но в этот день на пути Airbus A320 оказалась не одна шальная птичка, а целая стая гусей. Встреча произошла всего через 90 секунд после взлёта. Уклониться от них самолёт не мог, и через мгновение раздались глухие удары, которые слышали и пассажиры в салоне.

Для современных лайнеров выход из строя одного двигателя не является фатальным — самолёт может долететь до пункта назначения и на одном.

Но в этот день гуси попали в оба двигателя, которые вышли из строя. Пассажиры услышали громкий хлопок и почувствовали запах дыма, некоторым через стёкла иллюминаторов был виден огонь.

Река Гудзон. Фото: www.globallookpress.com

«Мы садимся на воду»

Салленбергер доложил на землю: на борту аварийная ситуация, выведены из строя оба двигателя, нужна экстренная посадка.

Ситуация была почти безнадёжной: тяга двигателей стремительно уменьшалась, запаса высоты не было, поскольку А320 успел подняться только на 975 метров, а внизу простирался мегаполис.

Наземные диспетчеры отмечали, что командир лайнера сохранял абсолютное спокойствие. Первоначально он объявил, что вернётся в аэропорт Нью-Йорка, затем сказал, что совершит посадку в ближайшем аэропорту Тетерборо. После этого связь прервалась.

Пилоты поняли, что до аэропорта не доберутся — в воздухе им оставалось находиться считанные секунды. Развернув лайнер на юг, они повели А320 над рекой Гудзон. Перед ними вырос мост Джорджа Вашингтона, но, как когда-то пилотам Ту-124 удалось избежать столкновения с ленинградскими мостами, так и американцам удалось миновать одну из нью-йоркских достопримечательностей.

Выбора не было — Чесли Салленбергер принял решение сажать самолёт на воду. Растерянные и толком не понимающие, что происходит, пассажиры услышали по громкой связи голос командира: «Приготовьтесь к удару! Мы садимся на воду».

Обломки самолёта. Фото: www.globallookpress.com

Командир уходит последним

Те, кто находился на ближайших улицах, испытали не меньший шок — снижающийся самолёт заставил вспомнить о терактах 11 сентября.

Airbus A320 коснулся поверхности воды, подняв тучу брызг, которые скрыли его на несколько секунд. Со стороны показалось, что самолёт разрушился или ушёл на дно, но затем все увидели, что лайнер остаётся на поверхности.

Экипаж сумел предотвратить катастрофу, но это ещё не было спасением — самолёт не мог долго держаться на воде. На борту были спасательные жилеты, но прыгать в воду было нельзя — на дворе стоял январь, и купание в Гудзоне грозило людям повторением судьбы пассажиров «Титаника», многие из которых не утонули, а умерли от переохлаждения в ледяной воде.

А320 постепенно погружался, и его пассажиры выбирались на плоскости крыльев и крышу. В это время полицейские, береговая охрана, спасатели и просто неравнодушные люди, располагавшие плавсредствами, устремились к самолёту, чтобы оказать помощь терпящим бедствие.

Эвакуацию удалось провести оперативно. Чесли Салленбергер, как и положено командиру судна, покидал его последним, обойдя салон и убедившись, что на борту никого не осталось.

В результате ЧП пострадали 83 человека, большинство из которых получили лёгкие обморожения, и лишь пятеро были тяжело ранены при посадке.

Такой исход данной ситуации с полным основанием позволил назвать её «чудом на Гудзоне».

Чесли Салленбергер обходит салон того самого самолёта. Фото: www.globallookpress.com

Хэнкс в роли героя, герой в роли Хэнкса

Самолёт отбуксировали к причалу около Всемирного финансового центра, где и извлекли из воды.

А320 больше не поднялся в небо. Он был приобретён Музеем авиации «Каролинас» в Шарлотте (в этот город лайнер должен был прилететь во время своего рокового рейса). Теперь самолёт является одним из самых популярных экспонатов.

А Чесли Салленбергер превратился в настоящего «героя нации», участника многочисленных ток-шоу. Правда, находились и те, кто считал, что самолёт можно было посадить и иным способом, а лётчик подверг людей неоправданному риску.

Однако расследование пришло к выводу: действия пилота были единственно верными.

Семь лет спустя на мировые экраны вышел филь «Чудо на Гудзоне», в котором главную роль сыграл Том Хэнкс .

65-летний Чесли Салленбергер ответил на это весьма неожиданно — в телевизионном шоу Джимми Киммела пилот сыграл… Тома Хэнкса. Вернее, он сделал пародии на все знаменитые роли актёра от Форреста Гампа до астронавта Джеймса Ловелла из «Аполлона-13».

Том Хэнкс, также участвовавший в шоу, просмотрев пародии, заметил: «Чесли Салленбергер, я так тебя уважал. Теперь у нас обоих есть тёмные пятна в карьере».



Похожие публикации