На каком языке говорят таджики. Самые красивые таджички (23 фото). Присоединение к России

Религия в Таджикистане занимает особое место в общественной жизни. В первую очередь стоит сказать, что эта страна единственная из всех постсоветских, где официально зарегистрирована исламская партия, однако за это народу Таджикистана пришлось заплатить очень высокую цену.

Древнейшая история

История религии в Таджикистане уходит в далекую древность, связанную с удивительным периодом завоеваний Александра Македонского, который принес в эти далекие от Европы земли греческую цивилизацию и, соответственно, греческую религию, которая причудливо соединилась с местными культами.

Древнейшие культы, существовавшие на территории нынешнего Таджикистана, были связаны с присвоением различных качеств природным явлениям, стихиям и небесным телам, таким как Луна, звезды, и в первую очередь - Солнце. Впоследствии эти примитивные верования в сильно переработанном виде послужили благоприятным субстратом для распространения в регионе зороастризма.

Распространение зороастризма

Учитывая то факт, что является ближайшим родственником иранского языка фарси, не удивительно, что в этой стране получила широкое распространение религия зороастризма. Что это такое? Зороастризм - это одна из когда-либо существовавших в мире. Считается, что в роли ее основателя выступил пророк Спитама Заратустра, чей образ впоследствии получил широчайшее распространение.

В первую очередь стоит сказать, что зороастризм - это религия этического выбора, требующая от человека не только внешнего благочестия, но и благих помыслов, чистосердечных поступков. Некоторые исследователи, обнаруживая в зороастризме как дуалистические, так и монотеистические черты, относят его к религиям переходного типа, послужившим своеобразной ступенью на пути к появлению и широкому распространению монотеистических религий. Самой важной книгой этой религии является Авеста.

Религия в Таджикистане

История современной таджикской цивилизации начинается во времена Сасанидской империи, правители которой вместе с большинством населения исповедовали зороастризм. Империя возникла в lll веке и включала территории, на которых помимо зороастризма было распространено также и христианство. Однако христианство в Таджикистане было представлено главным образом еретическими течениями, представители которых старались как можно дальше отойти от общепризнанных центров христианства с их диктатом и догматизмом.

Манихейство в Центральной Азии

Религия в Таджикистане всегда имела большое значение, но в древний период, особенно во времена Сасанидской империи, для данной территории была характерна высокая степень веротерпимости. Именно эта веротерпимость и стала одной из причин для возникновения манихейства - довольно причудливой религии, соединившей в своей догматической основе элементы буддизма, зороастризма, а также различных христианских сектантских представлений.

Именно из засушливых земель Центральной Азии манихейство начало свое триумфальное шествие на запад, пока не достигло Рима. Однако судьба последователей учения оказалась печальной - везде их подвергали гонениям и чрезвычайному давлению. Впоследствии манихейство получило крайне широкое распространение на евразийском континенте, но так и не смогло избавиться от клейма мировой секты.

Иудейская община

Поскольку история страны насчитывает не одно столетие, то не удивительно, что на ее территории представлены самые разные религии. Одной из таких религий Таджикистана стал иудаизм, хотя число его приверженцев никогда не было большим. Немногочисленность иудеев на этих землях была связана с тем, что раввины никогда не проявляли склонности к прозелитизму и вербовке новых сторонников, ограничиваясь представлениями об исключительности народа Израиля.

Иудейская община в Таджикистане существовала и при зороастризме, и после распространения ислама, существует она там и сегодня, хотя и в совсем незначительном размере, так как большинство евреев переехало в Израиль сразу после ликвидации Советского Союза. Сегодня подавляющее большинство жителей Таджикистана исповедуют ислам, в стране существует политическая партия, выражающая настроение религиозных граждан.

- (перс. tadschik покоренные). Потомки древних персов, мидян и бактриан, составляющие коренное население средней Азии арийского происхождения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТАДЖИКИ перс. tadschik.… … Словарь иностранных слов русского языка

Современная энциклопедия

Народ, основное население Таджикистана (3172 тыс. человек), в Российской Федерации 38,2 тыс. человек (1992). Живут также в Афганистане и Иране. Общая численность 8,28 млн. человек (1992). Язык таджикский. Верующие в основном мусульмане сунниты … Большой Энциклопедический словарь

ТАДЖИКИ, таджиков, ед. таджик, таджика, муж. Народ иранской языковой группы, составляющий основное население Таджикской ССР. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ТАДЖИКИ, ов, ед. ик, а, муж. Народ, составляющий основное коренное население Таджикистана. | жен. таджичка, и. | прил. таджикский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

- (самоназвание тоджик), народ. В Российской Федерации 38,2 тыс. человек. Основное население Таджикистана. Живут также в Афганистане, Узбекистане, Казахстане, Киргизии, Иране. Язык таджикский иранской группы индоевропейской семьи языков. Верующие в … Русская история

Таджики - (самоназвание тоджик) народ общей численностью 8280 тыс. чел. Основные страны расселения: Афганистан 4000 тыс. чел., Таджикистан 3172 тыс. чел., Узбекистан 934 тыс. чел. Другие страны расселения: Иран 65 тыс. чел., Российская Федерация 38 тыс.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

таджики Этнопсихологический словарь

ТАДЖИКИ - представители коренной нации республики Таджикистан. Специальные исследования показывают, что для таджиков наиболее характерны такие национально психологические качества, как практический склад ума, рациональный образ мышления, опирающийся на… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Ов; мн. Нация, основное население Таджикистана; представители этой нации. ◁ Таджик, а; м. Таджичка, и; мн. род. чек, дат. чкам; ж. Таджикский, ая, ое. Т. язык. Т ая культура. * * * таджики народ, основное население Таджикистана (3172 тыс.… … Энциклопедический словарь

14 октября 1924 года вторая сессия ЦИК СССР после раздела Туркестанской АССР и Бухарской ССР утвердила постановление о национально-территориальном размежевании Средней Азии и образовании Туркменской ССР, Узбекской ССР, Таджикской АССР в составе Узбекской ССР, Казахской АССР, Кара-Киргизской и Кара-Калпакской автономных областей в составе РСФСР. А 16 октября 1929 года Таджикская АССР была преобразована в Таджикскую Советскую Социалистическую Республику, добровольно вошедшую в состав СССР.

Почтовая марка СССР 1957 года

Республика отныне провозглашалась домом для всех таджиков, ее официальным языком объявлялся северный диалект таджикско-персидского языка, отныне называвшийся таджикским (zabon-i tojik), на котором создавалась литература советского стиля. В 1930-е годы таджикский, наряду с другими языками региона, был сначала переведен с арабской письменности на латиницу, а затем - на кириллицу.

«Арабы»

По наиболее распространенной и практически общепринятой версии, слово «таджик» возводится к среднеперсидскому tāzīk («араб», новоперсидское tāzi) или другому родственному иранскому слову (например, согдийскому). Когда в VIII веке мусульманские армии вторглись в Мавераннахр, в их составе помимо арабов было большое количество ираноязычных представителей, недавно принявших ислам. В ходе завоевания этого региона мусульмане часто вступали в конфликты с тюрками-карлуками. Поэтому тюркское население Средней Азии приняли вариант иранского слова täžik для обозначения их противников-мусульман. Тюрки-караханиды использовали этот термин для обозначения ираноязычных мусульман, проживавших в регионе Амударьи и в Хорасане.


Мавераннахр, или Трансоксания, Хорасан и Хорезм на карте

Персидские авторы более позднего периода (во времена Газневидов и Сельджуков) использовали это слово для обозначения всех персоязычных жителей Ирана, находившегося многие столетия под властью тюркских династий. Как сообщает, например, историк Бейхаки слово «таджик» было принято в качестве этнонима (названия нации или народа) - по его словам, при дворе употреблялось выражение «мы, таджики» (mā tāzikān). Разделение на тюрков и таджиков с этого времени стало в некоторой степени выражением конфликта между кочевниками и оседлыми, военной властью и гражданской бюрократией.

Бюрократы


На флаге Таджикистана используются те же цвета, что и на флаге Ирана, но в другом порядке

В литературе эпох Ильханидов и Тимуридов (это также характерно и для Сефевидского периода) этот термин обычно использовался для обозначения всего персоязычного населения. Название «таджик» служило для того, чтобы отличить персидских подданных (государственных функционеров, купцов, ремесленников или крестьян) от правящей тюркской или монгольской верхушки. Так, в сочинении придворного историка Ильханидов Рашид ад-дина встречаются выражения bitikčiān-e tāzik («персидские секретари») raʿiyat-e tāzik («персидские крестьяне»). Это слово также с XIII века довольно часто встречается в литературе - у Саʻди или Шаха Нематуллаха Вали. К середине Сефевидского периода термин tājīk стал частью клишированной формулы, описывавшей противостояние между «людьми пера» (бюрократией) и «людьми меча» (военной верхушкой). Надо заметить, что данное противостояние было несколько надуманным - в истории встречались примеры, когда представители бюрократических классов делали успешную военную карьеру.

От профессии к народу

В Средней Азии и Афганистане примерно с 1400-х годов это слово зафиксировано в качестве названия всех персоязычных жителей этих регионов. Руй Гонсалес де Клавихо, посланник кастильского короля Энрике III к Тимуру, пишет, что люди, проживающие на этой территории, называются tangiquis (похоже, кастильский эмиссар именно так воспринял слово tājīk) и говорят на персидском языке, который несколько отличается от персидского, который используется «в Персии». Замечания Гонсалеса де Клавихо подтверждается сочинениями узбекских авторов XVII века. Интересно, что уже в начале ХХ века слово tājīk зафиксировано для обозначения нестандартных персидских говоров в провинции Фарс для того, чтобы отличить их от городского персоязычного населения и кочевых луров.


Ханский дворец в Коканде, Узбекистан

Когда в 1868 году российские войска завоевали Самарканд и Бухару, персоязычное население этих городов использовали термин tājīk в качестве самоназвания. Такая же ситуация зафиксирована в Кокандском ханстве и Ферганской долине. И лишь советское правительство в 1924 году при создании Таджикской автономной республики официально утвердило слово «таджик» в качестве национальности всех людей, проживающих на этой территории.

С древних времен там, где сейчас находится территория Таджикистана, жил один из древнейших народов мира, который сейчас повсеместно называют таджиками. Однако, несмотря на столь долгую историю этого народа, сейчас очень малое количество людей не только в мире, но и в России воспринимают древнюю историю и культуру таджикского народа. В частности, произошло это из-за огромного количества трудовых мигрантов, которые приехали для заработков. Именно они убрали с древнего народа тот ореол загадочности. Эта статья раскроет картину происхождения таджикского народа, а также его становление до настоящего времени.

Эпоха неолита

В 1980-м году на территории Кулябской области были проведены раскопки. Именно они дали миру знание о том, что древняя история таджиков начинается еще в эпоху неолита, которая была около 500 тысяч лет назад. Тогда в этой области жили одни из первых первобытных людей. Постепенно они начали заселять высокогорья, в том числе Здесь были найдены уникальные наскальные рисунки времен раннего неолита - чаще изображения показывают фрагменты охоты, поскольку люди в здешних местах были в основном бродячими охотниками.

Однако помимо самих охотников на территории современного Таджикистана проживали и племена, которые относятся к гиссарской культуре. Их основная деятельность была скотоводство, хотя они не брезговали и земледелием. В период эпохи бронзы они оставили многочисленные доказательства своего существования, оставляя на севере страны объекты гончарной, металлургической и горной деятельности.

На юге же история таджикского народа связана с земледелием и изготовлением прекрасных произведений искусства из керамики.

Бактрия и Согда

Именно два племени - бактрийцы и согдийцы - со временем превратились в граждан Таджикистана, которые существуют на данный момент. Их история начинается в 1 тысячелетии до нашей эры, когда были образованы два больших государства с рабовладельческой формой правления. Они назывались Бактрия и Согда. Однако сами по себе города были достаточно слабы, а потому не смогли противостоять нашествию одного народа - персы под предводительством великого царя-завоевателя Кира полностью подчинили этот народ себе. Так Таджикистан вошел в огромную персидскую империю, которая подчинила себе обширные территории.

Однако даже великий народ персов не смог долго удерживать его. На свет уже в следующем веке появился величайший завоеватель всех времен - Александр Великий. Македонский царь попросту смял величественную персидскую империю, а потому территория, где проживал таджикский народ, стала частью его царства. После его смерти она перешла к наследникам - Селевкидам.

Тохары

Наследники Александра, к сожалению, не обладали его военным гением, а потому полноценно удержать его империю попросту не смогли. Генералы царя разорвали ее по частям. Отделено было и Греко-Бактрийское царство. Однако власть македонян была полностью убрана из государства после того, как сам народ страны восстал против завоевателей. Немалое влияние здесь оказало племя тохары, которые не только оказали огромное влияние на культуру таджикского народа, но и на его политическую жизнь. Со временем тохары настолько органично влились в обычный народ, что стали существенной частью начавшей процесс своего формирования таджикской народности. Новое государство поменяло имя - вместо Бактрии оно стало называться Тохаристаном. Произошло это уже в 4 веке нашей эры, так что процесс развития занял достаточно долгий срок.

Империя Кушанов

В 4 веке большая часть Азии, которая принадлежит современным Таджикистану, Афганистану и Северной Индии, относилась к огромной империи, управляемой династией Кушанов. Полноценное развитие истории таджикского народа можно начинать именно с этого периода. Именно тогда начался истинный расцвет экономики и культуры для этой страны. До наших дней дошли несколько памятников культуры и истории того периода, которые в полной мере отражают удивительное слияние эллинистического, индийского и среднеазиатского искусства. Однако и в таком виде данный народ не смог долго оставаться под одним правлением - начался период степных кочевых племен. Уже в 6 веке территория страны находилась под властью Тюркского каганата.

Арабский халифат

Постепенно в 5-6 веках история таджикского народа начала уходить в область феодализации. Сам период феодальных отношений длился практически до конца 19 века, хотя постоянно видоизменялся. Самый большой экономический подъем начался прямо перед началом арабских завоеваний, что вызвало большое расслоение между общественными группами. Помимо этого началось и развитие культуры. Пенджикент можно смело называть одним из образцов культуры раннего Средневековья, которые существуют на территории Средней Азии - его фрески, а также сооружения говорят о небывало высоком культурном уровне, а также наличии великих достижений в области архитектуры и искусства.

Однако просуществовать самостоятельно страна попросту не смогла. Хоть народ и оказал значительное сопротивление арабской экспансии, все равно со временем Таджикистан вошел в состав Арабского халифата. Завоеватели, постоянно борясь с восставшим народом, практически уничтожали его культуру и города, а также накладывали огромные налоги.

Саманиды

Процесс окончания формирования таджикского народа закончился во время нахождения Таджикистана в составе государства Саманидов. Именно в этот период на первое место стали выходить 2 города - Самарканд и Бухара, которые прославились как величайшие центры культуры и науки. Большую роль для истории таджикского народа сыграл факт, что западноиранский таджикский язык стал господствующим, вытесняя все иные. Это позволило активно развивать таджикскую историю, культуру и искусство. К сожалению, это привело к тому, что народ, проживающий вблизи Памира, пошел немного иным путем, поскольку географически был достаточно изолирован. Здесь начали складываться собственные этнические формирования с самобытной культурой.

Первый из правителей

Именно Самани можно считать самым великим эмиром из династии Саманидов, ведь он стал основателем государства. Хотя большая часть его истории лежит именно на территории современного Узбекистана, в Таджикистане его очень сильно почитают. Помимо многочисленных памятников, сами таджики признают его своим первым правителем. На данный момент в обиходе используется денежная купюра с его изображением в 100 сомони. В 1999 году в стране праздновалось 1100-летие государства Саманидов, где в честь Исмаила Самани был возведен архитектурный ансамбль.

Период завоеваний

Следующие несколько веков территория современного Таджикистана переходила из одного государства к другому, его постоянно завоевывали. Все это не дало утвердиться Таджикистану на карте мира, стать самостоятельной страной. А в 13 веке началось вдобавок вторжение войск полководца Чингисхана. Несмотря на то, что против него оказывалось сильное сопротивление, завоеватель смог подчинить себе Среднюю Азию, однако сопровождалось это кровью, а также разрушениями. Страна стала находиться после этого в составе Чагатайского улуса обширной монгольской империи.

Для таджикского народа в период завоеваний произошло немаловажное событие. В их этническую группу начали проникать тюрки и монголы, что привело к тому, что в равнинных народах начала происходить тюркизация, которая в меньшей степени проникла в горные племена и в города.

Период ханств

После смерти Чингисхана вновь начали перекидывать, но только между ханствами. В 14 веке он вошел в состав государства Тимура, а позднее и его наследников. В этот период произошло развитие науки и искусства, в частности астрономии и литературы. Однако уже через два века они перешли под покровительство узбекских ханов, которые постоянно образовывали новые ханства. В основном таджиков поделили между собой Бухарское и Кокандское ханства. Но это вовсе не значит, что народ начал жить спокойно - сама политическая ситуация постоянно находилась на военном положении. Внешние и внутренние войны за власть привели к упадку земледелия, эксплуатации людей и разрушениям. В этот период феодальная зависимость просто процветала - из-за огромных налогов народ ходил в постоянных долгах перед своим феодалом, а потому должен был выполнять принудительные работы. Культура, искусство, художественное таджикское слово и язык - все находилось в небывалом упадке.

Присоединение к России

Новый виток развития народа начался только в 1868 году. Постоянно нуждающаяся в новых рынках сбыта Российская Империя, борясь с Англией, ускорила присоединение Средней Азии к себе. Практически весь эмират стал частью Туркестанского генерал-губернаторства, чем автоматически лишил себя возможности вести самостоятельные торговые и дипломатические отношения с иными странами. стал вассальной территорией России, а позднее к нему была присоединена и северная часть современного Таджикистана в 1976 году. Постепенно была проведена граница между Таджикистаном и Афганистаном, которые поделили между собой Англия и Российская империя.

Нельзя не признавать, что в этот период таджики находились под двойным гнетом, как своих правителей, так и российских императоров. Именно поэтому было огромное количество народных восстаний, которые пытались свергнуть эксплуататоров. Однако присоединение к России имело и свои светлые моменты. Первым делом прекратились междоусобные войны, а также постепенно в страну начал проникать капитализм. Таджики постепенно приобщались к русскому народу, происходило смешение русских и таджикских слов, а также начал образовываться рабочий класс.

Красная революция

После свержения империи в России начался период гражданской войны между красными и белыми. В Бухару революция пришла именно с красными, а потому уже в 1920 году была образована Бухарская Народная Советская Республика. Правда, просуществовала она относительно недолго, и в составе Узбекской ССР в 1924 году была создана Таджикская Автономная Советская Социалистическая Республика. Изначально в ее состав вошли 12 волостей, которые захватили Туркестан, Восточную часть Бухары и часть Памира. Однако поскольку Таджикская АССР считалась подчиненной, то основные политические центры оставались в составе Узбекистана. Только в 1929 году данная республика получила возможность стать независимой и стала управляться по общесоюзному образцу. Но при этом традиции многочисленных этносов попросту стали игнорироваться, что привело к утрате многих культурных ценностей. После этого вплоть до 1991 года страна оставалась под властью СССР, но также полностью стала независимой от Узбекской ССР.

Культура

Несмотря на то, что в Таджикистан имел в советский период несколько видных писателей и ученых, никто из них не прославился так, как Садриддин Айни. Именно этот человек стал основоположником таджикской советской литературы, а также видным общественным деятелем и ученым. Помимо составления нескольких книг по истории Средней Азии, он помогал создать Самаркандский государственный университет. Именно Садриддину Айни выпала честь называться первым президентом Академии наук Таджикской ССР, а также быть в числе депутатов Верховного Совета СССР. Как можно увидеть, он оставил свой след не только в культуре страны, но и в ее политике.

Распад СССР

Таджикистан на карте мира в качестве самостоятельного государства появился достаточно поздно. Первым шагом к обретению независимости стал вариант декларации правительства страны, который был придуман депутатами, но при этом сформулирован достаточно расплывчато.

Второй шаг в борьбе за независимость был сделан вовсе не правительством, а движением "Растохез", который члены отправили в прессу для ознакомления. Они написали иной вариант декларации, поскольку считали, что попросту не могут быть удовлетворены правительственным документом, который содержит многочисленные неясности. Помимо самого текста они выложили и критические замечания. Сам второй вариант декларации они предлагали использовать в качестве основы для новой Конституции, а потому текст был весьма масштабным и содержал более 20 пунктов, которые касались не только независимости, но и государственного устройства и ветвей власти в стране.

Он одной из последних республик объявил о своем суверенитете, поскольку только 24 августа 1990 года была принята сама декларация. Конечный текст содержал выдержки из обоих документов.

Полностью независимым Таджикистан стал только 9 сентября 1991 года, когда было принято постановление "О государственной независимости Республики Таджикистан". На данный момент день независимости Республики Таджикистан принято праздновать именно 9 сентября, который считается официально нерабочим днем.

Гражданская война

Первый год после объявления независимости казалось, что Таджикистан и его народ набирает обороты. Вступление в СНГ и ООН подтверждают факт того, что страна стала приниматься на международной арене, однако конец этому положила Гражданская война 1992-1997 годов. По своей сути она стала внутриэтническим конфликтом, который развивался между сторонниками центральной власти и оппозицией, объединившей разные группировки. Нельзя не признавать тот факт, что начало войны во многом было положено клановым мировоззрением самого народа - таджиков, а также их отношением к религии. Все это было наложено на сложную экономическую ситуацию в стране. После того как все было смешано, наступил взрыв - Гражданская война. А массовые беспорядки в Душанбе в 1990-м году только усугубили ситуацию. Наиболее ожесточенные бои пришлись только на первый год после начала войны - в этот период страна попросту была расколота на 2 части, однако прекратить полностью ее удалось только в 1997 году при посредничестве Организации Объединенных Наций.

Сегодняшний день

Несмотря на то, что Таджикская ССР признавалась одной из самых маленьких и неразвитых, сейчас республика считается вполне самостоятельным государством. К сожалению, территория страны отделена горами, что во многом препятствует международной торговле. Однако, несмотря на это, таджики имеют богатую историю, считая себя потомками персов, что в целом не противоречит истории, поскольку заселение территории страны началось именно с территории Древней Персии.

Таджики являются доминирующей нацией в стране, практически 85% всех жителей относятся к этой этнической группе. На самом деле страна, столь долго находившаяся под властью иных народов, даже сейчас находится на первых ступенях своего развития. Малая степень урбанизации, постоянные проблемы с водоснабжением и электричеством, постоянная миграция - все это существенно подрывает страну. Коренное население практически не может найти работу, что ведет к тому, что молодые и здоровые люди покидают свой край и едут на заработки, часто совершенно нелегально. Однако, если учитывать то, что Республика Таджикистан появилась на политической карте только в 1991 году, то она достигла весьма больших успехов при малом количестве ресурсов.

Заключение

Как можно увидеть, таджикский народ ведет историю с древних времен, а потому невозможно полностью проследить его движения. Отвечая на вопрос о том, сколько в мире таджиков сейчас проживает - ученые минимальную цифру называют в 20 миллионов человек, причисляя к ним иранский народ, который разговаривает на различных диалектах, относящихся к персо-таджикским. Они не только населяют непосредственно Таджикистан, но и небольшую часть Афганистана. Они имеют самостоятельную культуру, кулинарные традиции и множество иных атрибутов. На данный момент в России проживает и работает около полумиллиона таджиков, которые находятся в стране нелегально, хотя постепенно эта цифра уменьшается.

Но, несмотря на сложившуюся в настоящее время политическую и миграционную ситуацию, невозможно не признавать, что этот народ обладает яркой самобытностью. Пусть долгие годы он находился в подчинении других государств, его постоянно перебрасывали от империи к империи, но население выжило, сохранило культурные памятники и по праву считается одной из самых древних народностей в мире, ведя свою историю еще с первобытных племен. Сейчас таджики являются многочисленной народностью, достаточно яркой, чтобы привлекать к себе внимание, но пока не развитой достаточно, чтобы занять весомое место в политике и межгосударственной торговле.

История возникновения таджикского народа Сложению таджикского народа предшествовали длительные этногенетические процессы, начавшиеся еще в 1-м тыс.днэ. Территорией сложения таджиков были древние Бактрия (басс.р.Амударьи), Согдиана (басс.рр.Зеравшана и Кашкадарьи), Ферганская долина. Здесь обитали бактрийцы, согдийцы, парканы (древние ферганцы) – земледельцы, а также сакские племена, кочевавшие на северных и восточных окраинах этой страны. Современными потомками согдийцев считаются ягнобцы, саков – припамирские таджики. Во 2 в.днэ. в Бактрию проникают юечжи (или тохары). Одна из ветвей сако-тохаров – кушаны создали могущественное государство (Кушанскую империю). Ослабление его привело в 4-5 в.н.э. к вторжению в Ср.Азию новых степных племен – эфталитов, которые образовали обширное государство, успешно воевавшее с сасанидским Ираном. С образованием в 6 в. Тюркского каганата усилилось проникновение и тюркских этнических элементов. Ко времени арабского завоевания в 8 в. на территории современного Таджикистана выделились три основные этнические области: согдийская – на севере, ферганская – на северо-востоке и тохарская – на юге. Арабские вторжения замедлили процесс формирования таджикского народа. С образованием государства Саманидов в 9-10 вв. завершился и процесс сложения этнического ядра таджиков. Процесс этот был связан с распространением общего таджикского языка, который постепенно вытеснил языки восточноиранской группы (согдийский, бактрийский, сакский). С конца 10 в.политическое преобладание в Ср.Азии переходит к тюркоязычным народам, все новые волны тюркских, а позднее монгольских племен проникают в области оседлого таджикского населения. Начинается процесс тюркизации таджиков, особенно на равнинах, в меньшей степени – в горах и больших городах (Бухара, Самарканд, Ходжент). Во времена Таджикской ССР таджикский язык полностью завершил свое формирование. Это статья из Советской Исторической Энциклопедии 1973 года выпуска. А сейчас напишем эту же статью из Энциклопедии Кирилла и Мефодия за 2005 год. Сложению таджикского народа предшествовали длительные этногенетические процессы, восходящие к концу второго - началу первого тысячелетия до нашей эры, когда из евразийских степей в Среднюю Азию пришли ираноязычные племена. Они смешались с местными племенами эпохи поздней бронзы и основное население Средней Азии стало ираноязычным. В Древней Бактрии (бассейн Амударьи), Согде (бассейн Зеравшана и Кашкадарьи), Ферганской долине обитали земледельческие племена бактрийцев, согдийцей, паркан (древние ферганцы), на северной и восточной окраинах Средней Азии кочевали саки. Потомками согдийцев (по лингвистическим данным) считаются ягнобцы; сакские племена сыграли важную роль в формировании припамирских таджиков. Во втором веке до нашей эры в Бактрию проникли юэчжи, или тохары, в состав которых входили сакские племена. С образованием в 6 веке Тюркского каганата усилилось проникновение в Среднюю Азию тюркских этнических элементов. Ко времени арабского завоевания (8 в.) выделились три основные этнические области будущей таджикской народности: согдийская на севере, ферганская на северо-востоке и тохарская на юге, население которых на протяжении многих столетий сохраняло особенности в культуре и быту. Арабское вторжение затормозило формирование таджикского народа. Но с образованием самостоятельного государства Саманидов в 9-10 веках завершился процесс сложения этнического ядра таджиков, что было связано с распространением общего таджикского языка, ставшего в эпоху Саманидов господствующим. На этом языке развиваются таджикская культура и наука, складывается богатая литература. С конца 10 века политическое преобладание в Средней Азии переходит к тюркоязычным народам, новые волны тюркских, а позже монгольских племен проникают в области оседлого таджикского населения; начался многовековой процесс тюркизации таджиков, особенно на равнинах, в меньшей степени в горах и больших городах. Однако таджикский язык не только сохранился, но и был государственным языком тюркских правителей. Во 1868 году северные районы, заселенные таджиками, вошли в состав владений России, а население южного Таджикистана оставалось под властью Бухарского эмирата. Исконным занятием таджиков было земледелие, основанное в значительной мере на искусственном орошении, и садоводство; скотоводство носило подсобный характер. У таджиков развиты ремесла, в том числе художественные, многие из которых имели древние традиции (резьба по дереву и алебастру, декоративные вышивки). Таджикский народ развивался в тесной связи с другими народами Средней Азии. Особенно близка средневековая история таджиков и узбеков - народов, имеющих общие этнические элементы. Как видите и современных энциклопедиях история возникновения таджиков Написана почти так же. А теперь я буду прослеживать историю возникновения таджикского народа по своему историческому атласу и на основе собранной мною информации. Начну с глубокой древности, которую многие современные историки не признают. Кто не верит в существование человеческой цивилизации на Земле миллионы лет назад – тому лучше пропустиь (не читать эту страницу) 17 млн.лет назад самым крупным материком на Земле была Лемурия, она располагалась на месте современного Индийского океана. В западную часть Лемурии входил современный остров Магадаскар, северной оконечностью Лемурии был современный Цейлон, крайней восточной оконечностью Лемурии была территория вокруг современного острова Пасха. Южным берегом Лемурии был берег Антарктиды. Других крупных материков на Земле не было или они существовали в виде небольших островов. Даже Тибет в те времена был островом. Памира и самой территории современного Таджикистана не было – на этом месте был океан. Лемурию населяли первый на земле народ – первая человеческая раса – асуры. Их цивилизация была очень сильно развита. Более поздние народы из даже называли богами или полубогами. Это были люди высокого роста (до 16-36 метров, а позднее – до 6 метров). К 4 млн.лет днэ основная часть Лемурии ушла под воду Индийского океана. К этому времени материк, включавший в себя Тибет увеличисля за счет появления гор – Гималаев и Тибета, а также небольшой части северной Индии. К этому времени асуры уже были ростом меньше (до 4 метров). С уходящего под воду материка часть асуров, которых уже можно назвать к этому времени потомками асуров стали переселяться на вновь возникающие материки – Восточная Африка, Южная Азия, Австралия с Гвинеей, на острова Индонезии. 1 млн.лет днэ на Земле самым крупным материком был материк Атлантида, она находилась в Атлантическом океане, другие материки еще не были сформированы полностью. Асуры продолжали переселяться на восток Африки, юг Южной Азии, в Автралию, Гвинею, острова Индонезии. С 400 тысяч лет днэ, а особенно быстро с 199 тыс.лет днэ материк Атлантида стал уходить под воды океана, к этому времени современные материки уже в основном сформировались. Поэтому с Атлантиды началось переселение народов (потомков атлантов) на современные континенты. В это же время материк Южная Азия соединился с материком Северная Азия, вокруг Памира появилась обширная территория. Но еще в те времена территория Туркмении, северная часть Узбекистана, юг.Казахстана были под водой большого моря, включающего в себя и Каспийское и Аральское море. Всего вероятнее в это время на территории Таджикистана появились первые жители – это потомки асуров. Они уже были невысокого роста (деградированные, одичавшие асуры). Внешность их была похожа на современных аборигенов Австралии и папуасов. Это были древние австралоиды. Кроме их в этих местах жили и древние большие обезьяны – питекантропы. К 79 тыс.лет днэ территория Средней Азии была уже примерно похожа на современную, только Каспийское и Аральское моря были больше. И реки Аральского моря уже появились. Жителей (австралоидов) стало больше, но еще мало. К этому времени питекантропов заменил новых вид древних обезьян - неандертальцы, похожих на людей потому, что ходили на двух ногах постоянно, но все равно это были обезьяны. Немногочисленные племена, жившие в то время в Таджикистане были родственны племенам соанской архелогической культуры, существовавшей в то время в Северной Индии (австралоиды). С 38 тыс.лет днэ начинается массовое расселение потомков атлантов по всей Евразии, Но главный поток (туранские племена) прошел в основном из Европы в Восточную Азию, на территорию вокруг моря (на месте пустыни Гоби было море). Но часть туранских племен осталось на территории Средней Азии и этому времени они сформировали новый народ – субарейцы (не путайте их с ариями). Первая волна поселенцев из Восточной Европы в Среднюю Азию началась примерно в 17500 году днэ. Это были племена Костенковской культуры, которые под давление других племен Европы. Костенковская культура сложилась из смешения австралоидов, живших примерно в современной Воронежской области (раса Гримальди) и европеоидной селетской культуры. Племена костенковской культуры явились создателями нового народа – дравидоидов (переходный народ между европеоидами и австралоидами). К 16500 году дравидоиды полностью вытеснили субарейцев с территории Средней Азии, а также с территории современного Таджикистана. К 14500 году днэ дравидоиды заселили (массово) и всю территорию современного Таджикистана, Узбекистана и Туркмении. Примерно к 7500 году днэ на обширной территории Ср.Азии и Ирана сложилась археологическая культура Али-Кош. Это культура дравидоидов. Они еще занимались охотой, собирательством, рыбной ловлей. Примерно к 6500 году днэ на территории Таджикистана сложилась гиссарская культура, Племена этой культуры тоже были дравидоидами. В остальной части Ср.Азии примерно к 5700 году днэ сложилась Джейтунская культура (это тоже дравидоиды). Примерно к 4100 году днэ на территории Ср.Азии сложилась развитая культура Анау, это земледельческая культура и это были тоже дравидоиды. К этому времени где то на территории западного Таджикистана, восточной Туркмении, в Афганистане или северо-востоке Ирана сложился древний центр всех дравидоидных племен – священная Аратта. Именно с этого центра началось продвижение дравидоидов на юго – восток (там была создана цивилизация Хараппы) и на юго-запад (там были созданы цивилизации Элама и Шумера) Примерно к 2800 году днэ на территории Ср.Азии сложилась более развитая культура – культура Алтын-депе, народ этой культуры (тоже дравидоиды) уже начал строить городские поселения, развивалось ремесло, земледелие и домашнее скотоводство. Примерно с 1900 года днэ. племена древних ариев (древних иранцев и индийцев) начали свое движение со степей Южного Урала и Казахстана на юг – на территорию Ср.Азии. Около 1500 года днэ на территорию Таджикистана с севера проникли племена древних индийцев, дравидоиды уничтожаются, ассимилируются или бегут на юг – в Индию (позднее они на основе объединения с древнеиндийским населением создадут народы дравидов, которые сохранятся до наших дней на юге Индии). Около 1300 года днэ на территорию Таджикистана вторгаются и заселяют древнеиранские племена. К 1100 году днэ большая часть территории Таджикистана входит в кайракумскую археологическую культуру (это древнеиранские племена). К 600 году днэ на территории Таджикистана и на севере Афганистана сформировался новый ираноязычный народ – бактрийцы, которые создали свое государство – Бактрию. Я считаю, что бактрийцы (и бактрийский язык) стали основой формирования таджикского народа (и таджикского языка). На севере от бактрийцев кочевали саки (иранские племена), западнее бактрийцев жили согдийцы (ираноязычный народ, родственный бактрийцам). Примерно 550 году днэ Бактрия была подчинена ахеменидской Персии, но это никак не повлияло на бактрийцев и их язык. Даже завоевание территории Бактрии Александром Македонским не повлияло на бактрийцев и их язык. Примерно в 250 году днэ на территорию Таджикистана вторглись племена тохаров (это индоевропейские племена, жившие до этого в северо-западном Китае и вытесненные оттуда племенами хунну (будующие гунны). Одно из племен тохаров – кушаны создали на территории Таджикистана, Афганистана и северной Индии мощное государство – Кушанскую империю. Тохары и бактрийцы жили вместе и постепенно, тохары восприняли язык бактрийцев. Страна называлась Тохаристан, но язык оставался бактрийским (возможно в него вошли некоторые тохарские слова). Примерно в 450 году нашей эры на территорию Таджикистана вторглись племена эфталитов (это ираноязычные племена с Казахстана, вытесненные оттуда гуннами). Эфталиты создали тоже крупное государство, в которое входили также Афганистан и Сев.Индия. Язык эфталитов (тем более, что он сильно родственен языку бактрийцев), не изменил сильно язык бактрийцев. Примерно с 650 года с севера на территорию Таджикистана стали вторгаться кочевые тюркские племена Но если к 1100 году родственный народ согдийцы полностью потерял свой язык, и согдийцы сами превратились в тюркский народ, бактрийцы (будущие таджики) жили совместно с тюрками и сохранили свой язык, особенно в крупных городах и горных областях. В дальнейшем этот язык и стал таджикским (возможно в него пришло несколько тюркских слов). К 1200 году таджикский язык и таджикский народ окончательно сформировался, почти одновременно с ним сформировался тюркский народ – туркмены, и родственный народ – пуштуны (в Афганистане). Но я думаю, что таджики, живущие сейчас в горных районах говорят немного по-другому, чем долинные таджики, у горных таджиков наверняка сохранилось больше слов от бактрийцев.



Похожие публикации