Изобрел первый поезд. Самый первый поезд в мире: история создания железных дорог и поездов. История поездов: музей РЖД

Поезда являются одним из важнейших видов транспорта во всем мире. Ежедневно по железным дорогам путешествуют миллионы пассажиров, и уже никого не удивляет, что можно купить билет на поезд на сайте , не выходя из дома, и сесть в поезд, просто предъявив проводнику электронный билет (посадочный купон) на бумаге (формат А4) или экране мобильного устройства и документ, удостоверяющий личность пассажира (электронная регистрация). Часто бывает достаточно только паспорта.

Хотя поезда и появились намного раньше, чем автомобильный и тем более авиационный транспорт, но на самом деле возникновение железнодорожного сообщения - дело, можно сказать, недавнее. Еще 200 лет назад никто и представить себе не мог, что в скором времени люди смогут с комфортом путешествовать на любые расстояния без помощи лошадей. То же касается грузоперевозок и доставки почты: только железные дороги смогли создать на огромных территориях Америки, Европы, России единую транспортную систему, которая существенно повлияла на развитие экономики. Итак, когда и где был создан самый первый поезд в мире, и какова была его скорость?

Прообраз современного поезда

Прототипом поезда, очень примитивным, можно назвать вагонетки, которые начали использовать в XVIII веке в Европе. Между определенными пунктами, например, шахтой и поселком, прокладывались деревянные брусья (лежни), выполнявшие роль современных рельсов. По ним и курсировали туда и обратно вагонетки, передвигаемые лошадьми или… людьми. В конце XVIII века одиночные вагонетки стали соединять между собой железными кольцами, чтобы повысить эффективность перевозок. Вот такие короткие составы из нескольких груженых вагонеток, перевозимые по деревянным рельсам с помощью лошадей, и стали прообразом тех поездов, которые используются в наше время.

Россия ненамного отстала от Англии. Первый грузовой поезд с локомотивной тягой был пущен в 1834 году, а уже в 1837 году была построена и открыта Царскосельская железная дорога, по которой со скоростью 33 км/ч курсировали пассажирские поезда. Честь создания первого российского паровоза принадлежит братьям Черепановым.

Первый паровоз

В 1804 году английский инженер-изобретатель Ричард Трейтвик продемонстрировал любопытным зрителям первый паровоз. Данная конструкция представляла собой паровой котел цилиндрической формы, к которому были прицеплены тендер (повозка с углем и местом для кочегара) и один вагон, в котором могли прокатиться желающие. Первый паровоз не вызвал особого интереса у владельцев шахт и рудников, которых как раз и хотел заинтересовать Трейтвик. Возможно, его, по сути, гениальное изобретение опередило свое время, как это часто бывает. Высокая стоимость материалов для изготовления рельсов, необходимость создавать все детали паровоза вручную, отсутствие средств и квалифицированных помощников - все эти отрицательные факторы привели к тому, что в 1811 году Трейтвик забросил свою работу.

Первый грузовой поезд

Используя чертежи и наработки Трейтвика, многие европейские инженеры начали активно создавать и совершенствовать различные виды паровозов. С 1814 года было сконструировано несколько моделей («Блюхер», «Пыхтящий Билли», «Киллингворт» и т.д.), которые успешно эксплуатировались владельцами крупных копей и шахт. Первые грузовые поезда могли перевозить около 30-40 тонн груза и развивали скорость до 6-8 км/час.

Первый магистральный поезд

19 сентября 1825 года по первой общественной железной дороге между Дарлингтоном и Стоктоном прошел первый поезд, управляемый его создателем Джорджем Стефенсоном. Поезд состоял из паровоза «Передвижение», 12 грузовых вагонов с мукой и углем и 22 вагонов с пассажирами. Масса поезда вместе с грузом и пассажирами составляла 90 тонн, скорость его движения на различных участках - от 10 до 24 км/час. Для сравнения: сегодня скорость пассажирских поездов составляет в среднем 50 км/ч, а скоростных поездов, таких как «Сапсан» - 250 км/час. В 1830 году в Англии была открыта магистраль Ливерпуль-Манчестер. В день открытия по ней прошел первый пассажирский поезд, в состав которого входил почтовый вагон - тоже первый в мире.

Такие сложные виды техники, как электропоезда, не появляются вдруг. Их история - это история развития транспортных технологий от первых ключевых изобретений, таких как изобретение колеса или железной дороги, до применения электричества и электродвигателей.

Ниже представлен краткий обзор ключевых событий и изобретений, которые в итоге привели к созданию электропоездов в нашем современном понимании.

Модель первого колеса в музее истории Ирана.
Источник: Wikipedia.

  • 2600 г. до н. э. – Изобретение колеса. Первое упоминание о колесницах в Месопотамских источниках (Штандарт из Ура).
  • 6 век до н.э. – Построена первая гужевая дорога Диолкос через Коринфский перешеек.
  • 312 г. до н.э. – Построена одна из самых ранних мощеных дорог - Аппиева дорога между Римом и Капуей, которая положила начало строительству сети таких дорог по всей Римской империи.
  • Пейтингерова таблица - одна из самых известных карт 5 века н.э. Длина оригинала карты - 6,75 м, а ширина - 0,34 м. На ней изображены дороги Римской империи, общая длина которых составляла около 200 тыс. км, а также отмечены города, моря, реки, леса и горы. На карте представлена вся Римская империя, Ближний Восток и Индия, отмечены Ганг, Шри-Ланка и Китай.
    Источник: Wikipedia.

  • 200 г. до н.э. – Изобретение фонаря в Китае.
  • 1 век н.э. – Прототип паровой турбины описан в Героном Александрийским в трактате "Пневматика".
  • 1500 г. – Леонардо да Винчи описал современный подшипник качения.
  • 1662 г. – Блез Паскаль предложил общественный омнибус на конной тяге, который курсировал по установленному маршруту в соответствии с графиком и системой тарификации проезда.
  • 1663 г. – Отто фон Герике изобрел один из первых электростатических генераторов, производящих электричество трением - шар из серы, натираемый руками. В 1672 году обнаружил, что заряженный шар потрескивает и светится в темноте (первым наблюдал электролюминесценцию). Кроме того, им было обнаружено свойство электрического отталкивания однополярно заряженных предметов.
  • Первые опыты с электричеством. Гравюра 1670 г.
    Источник: Wikipedia.

  • 1672 г. – Первые опыты Фердинанда Фербиста с паровым приводом для повозок.
  • 1680 г. – Изобретен паровой котел - так называемый котёл Папина, сконструированный и изготовленный французским физиком и инженером Д. Папином.
  • 1705 г. – Поршневой паровой двигатель Томаса Ньюкомена.
  • 1740 г. – Жак де Вокансон представил его тележку с приводом от часового механизма.
  • 1745 г. – Эвальд Юрген фон Клейст и Питер ван Мушенбрук изобрели электрический конденсатор - Лейденскую банку.
  • 1762 г. – Российский инженер Иван Иванович Ползунов изобретает двухцилиндровую паровую машину, а в 1765 г. универсальную паровую машину.
  • 1769 г. – Николя Жозеф Кюньо представил первый полноразмерный паровой автомобиль.
  • 1784 г. – Уильям Мурдок построил работающую модель парового экипажа в Англии.
  • 1800 г. – Алессандро Вольта изобрел вольтов столб (первый гальванический элемент).
  • 1801 г. – Ричард Тревитик запустил полноразмерный паровой дорожный локомотив в Англии.
  • 1803 г. – Ричард Тревитик построил 10-местный экипаж для Лондона (London Steam Carriage).
  • 1804 г. – Ричард Тревитик построил прототип паровоза.
  • Поезд-аттракцион Ричарда Тревитика. Рисунок 1804 г.
    Источник: Wikipedia.

  • 1814 г. – Джорж Стефенсон построил первый железнодорожный паровоз, пригодный для практического использования.
  • 1821 г. – Майкл Фарадей опубликовал научную работу о вращениях тока вокруг магнита и магнита вокруг тока, теоретически обосновавшую электродвигатель.
  • 1825 г. – В Англии запущена в эксплуатацию первая железная дорога с паровозом "Ракета" Джоржа Стефенсона.
  • 1830 г. – В России сделаны первые попытки использовать паровую машину на транспорте. Механик Е. А. Черепанов, с сыновьями Мироном и Аммосом, испытал «паровой дилижанс» на рельсовых путях Нижнетагильской железной дороги. Линия была запущена в эксплуатацию в 1834 г.
  • Модель паровоза Черепановых, представленный в музее ИрГУПСа.
    Фото: Олег Назаров, 2005 г.

  • 1836 г. – 15 апреля обнародован указ императора Николая I о сооружении Царскосельской железной дороги.
  • 1837 г. – 30 октября открыта первая железная дорога общественного пользования в Российской империи - Царскосельская железная дорога: Санкт-Петербург - Царское Село длиной 23 км (21 верста 294 сажени).
  • 1838 г. – В России впервые применен для целей тяги электрический двигатель, разработанный Б.С. Якоби. Двигатель был установлен на лодке, перевозившей людей по реке Неве.
  • 1846 г. – В России на Александровском заводе в Петербурге начался выпуск первых серийных паровозов.
  • 1850 г. – В России на Александровском заводе в Петербурге начался выпуск первых серийных вагонов.
  • 1851 г. – 1 ноября первый пассажирский поезд (6 вагонов трёх классов) проследовал по Николаевской железной дороге между Петербургом и Москвой за 21 час 45 минут.
  • 1854 г. – В России введён первый график движения поездов на Петербург-Московской железной дороге.
  • Поезд Петербург - Москва, 1854 г.
    Источник: Wikipedia.

  • 1859 г. – Гастон Планте представил свинцово-кислотный аккумулятор.
  • 1862 г. – В России построены первые железнодорожные тоннели на Петербурго-Варшавской железной дороге.
  • 1864 г. – В России появилась первая «Кукушка» - этим именем петербургские дачники окрестили нештатный поезд местного сообщения, пущенный на линии Петергоф-Ораниенбаум.
  • 1865 г. – В России создана вагонная тележка с двойным рессорным подвешиванием конструкции К.И. Рехневского.
  • 1868 г. – Джорж Вестингауз изобрел прямодействующий воздушный тормоз для железнодорожных поездов.
  • 1871 г. – В России введены единые для железнодорожной сети «Правила движения» и «Правила охранения, содержания и ремонта».
  • 1871 г. – 30 декабря отправился первый скорый поезд Петербург-Москва с вагонами первого и второго классов, время в пути - 15 часов 45 минут.
  • 1872 г. – В Москве начала действовать первая линия конки от Брестского (Белорусского) вокзала до здания Городской Думы (Исторический музей), приуроченная к открытию Политехнической выставки.
  • 1872 г. – Фирма «Вестингауз» начала выпускать тормоза для подвижного состава с автоматическим управлением.
  • Автоматический пневматический тормоз Вестингауза, 1872 г.

    Сядеш у поїзд, хай собі їде, може у Прагу, може у Відень. (Пиккардийская терция)

    Поезда – как много всего в этом слове, особенно именно сейчас, летом, когда наступила долгожданная пора отпусков и что-то внутри так и тянет куда-то на юг, поближе к морю, пляжам и теплому солнышку. Поэтому совсем не удивительно наблюдать огромные очереди в железнодорожных кассах, люди массово скупают билеты на поезда в Крым. Что ни говорите, а поезда – едва ли не самый комфортный способ передвижения, и точно самый безопасный. Таки да, поезда – самое безопасное средство передвижения в мире, количество аварий с участием поездов минимально (чего нельзя сказать об автотранспорте, который наоборот самый опасный). А еще поезда просто замечательное место для общения с разными интересными случайными попутчиками, (бывает в вагонах звучат еще те философские дискуссии за жизнь) здорово путешествовать поездами веселой дружной компанией, с которой не менее весело проводить время, петь песни, играть в разные игры, и т.д.. Одним словом – поезда, чтобы мы только без них делали, но как все начиналось и откуда они появились?

    Так вот, первые прообразы древнейших поездов появились еще в конце 15-го века и не имели совершенно никакого отношения к железнодорожному транспорту. В те времена под словом «поезд» понимался просто ряд сцепленных между собой повозок, которых двигала одна тягловая сила – это могла быть лошадь, или вол или еще какой-то представитель большого (и иногда рогатого) скота. Некоторые изобретательные тогдашние жители использовали такие поезда-телеги и в военных целях – в качестве укреплений. В частности это очень любили делали и наши украинские казаки, которые обязательно брали с собой в военные походы несколько таких сцепленных телег-поездов и в случае чего создавали из них укрепленный лагерь, настоящую передвижную крепость на колесах.

    Занимайте места согласно купленных билетов, бабах! Просто у казаков конницы было не так уж много, поэтому приходилось воевать пешком, отстреливая противников из огнестрельного оружия. А поскольку качество того оружия заставляло желать лучшего, и была большая вероятность быть порубленным вражеской конницей на капусту, пока казак перезарядит мушкет, поэтому телеги-поезда становились для них просто спасительной палочкой-выручалочкой, и неотъемлемым элементом военной тактики наших славных предков. Есть даже исторические свидетельства о том, как однажды 50 казаков в такой крепости из повозок, успешно отразили атаку 500 турецких всадников.

    Но вернемся к поездам, новое значение это слово приобрело уже в конце 17-го века, именно в это время появились первые вагонетки, которые представляли собой открытый маленький вагон, предназначенный для перевозки различных грузов. В качестве тягловой силы использовались лошади. Вагонетки двигались по специальной деревянной дороге, фактически это был прообраз первой железной дороги. Времена шли вперед и прогресс не стоял на месте, железные дороги улучшались и вот уже в 1804 году английский изобретатель и инженер Ричард Тревтик конструирует первый в мире поезд (уже в его современном понимании) и локомотив («локомотив» означает – сдвигать с места). Кони с облегчением вздохнули.

    Вот так он выглядел.

    К первому поезду прицепили только один пассажирский вагон и пустили его по кругу, для развлечения благородной лондонской публики. Сам поезд игриво прозвали «Catch me if you can» – «Поймай меня, если сможешь».

    Но только через семь лет англичане поняли, что поезда – это круто. И вот уже с 1811 года начинают активно строиться поезда и прокладываться железные дороги. Сначала только в Англии, а потом английский пример перенимают и другие страны и вот уже бабушка Европа заложена железными рельсами, по которым весело дымят поезда.

    Маленькое лирическое отступление: А вообще развитие поездов и железных дорог имело просто громадное влияние на развитие целой человеческой цивилизации, а сами железные дороги понемногу превратились на кровеносные артерии человеческой цивилизации, особенно ее экономики. Вот даже в разных стратегических компьютерных играх (там экономических стратегиях вроде Civilization 5), без грамотного строительства железных дорог никакого прогресса не будет.

    Торжественное прибытие поезда на царкосельськой железной дороге, первой в России, построенной в 1837 году.

    Уже тогда произошло разделение поездов на пассажирские и грузовые, вообще первый грузовой поезд с локомотивной тягой появился в 1820 году, он возив уголь с английского шахты Хэттон до городка Сандерленда. Конечно поезда в те времена отличались от нынешних, имели паровой двигатель и дымили так что о-йо-йой, и были по современным меркам черепахами, ведь максимальная скорость первых поездов составляла максимум 40 км. в час. Для движения поезда в печку машинного отделения надо было постоянно подбрасывать уголь. Вот только для экологии такие поезда конечно были не очень полезны, хотя тогда природа еще не была настолько разорена, как в наши «ультра прогрессивные» времена.

    Во время первой мировой, гражданской и второй мировой войн поезда вновь стали активно использоваться в военных целях, появились так называемые бронепоезда – стальные мастодонты нафаршированы всевозможными орудиями.

    Как-то так получается, что многие человеческие изобретения задуманные сначала в мирных целях затем применяли для всяких военных штук.

    Зато уже в начале 20-го века с изобретением электричества появились и первые электровозы, поезда двигались с помощью магической силы электрического тока и уже не дымили как те паровозы.

    Первые электровозы, фото с 20-х годов, 20-го века.

    Вот такая она история поездов, которые прошли долгий эволюционный путь от телег, через ретро дымящиеся поезда 19-го века до таких современных красавцев.

    В завершение хорошая песенка от группы «Пиккардийская терция» – «Сядеш у поїзд».

    С момента открытия в России первой железной дороги стремление к увеличению скоростей движения поездов и, следовательно, сокращению времени поездки являлось приоритетной задачей инженерного корпуса страны.

    1 сентября 1853 г. из Санкт-Петербурга в Москву отправилсяпервый скоростной поезд. Он находился в пути 12 часов, из которых 1 ч. 20 мин. приходилось на стоянки.

    Первые опыты по созданию скоростных моделей локомотивов в Советском Союзе начинаются в тридцатые годы ХХ века. В 1934 г. на Коломенском заводе были выполнены эскизные проекты скоростных паровозов - типа 2-3-1 с колосниковой решеткой площадью 5 кв.м и типов 1-3-2 и 2-3-2 с колосниковой решеткой площадью 6,5 кв.м. Было изготовлено 2 опытных паровоза. Опытные поездки новых локомотивов проходили на линии Москва - Ленинград. 24 апреля 1938 г. при следовании одиночного паровоза была достигнута скорость в 160 км/ч, а 29 июня на участке Лихославль-Калинин один из паровозов с поездом в 14 осей (4 вагона) развил скорость в 170 км/ч.

    Планировалась постройка еще 10 локомотивов этого типа для Октябрьской железной дороги, но война помешала это осуществить.

    В 1937 году Ворошиловградский завод выпустил паровоз ИС20-16 ("Иосиф Сталин") с кожухом-обтекателем. При испытаниях данный паровоз развил скорость в 155 км/ч.

    Скоростной паровоз № 6998 спроектирован на Ворошиловградском заводе под руководством инженера Д.В.Львова. Его изготовление было завершено в апреле 1938 г. Диаметр колес составлял 2200 мм, а конструкционная скорость - 180 км/ч.

    Официально начало развития скоростного движения на железных дорогах нашей страны относится к 1957 году, когда приказом Министерства путей сообщения от 29 мая 1957 г. "О подготовке линии Москва-Ленинград к движению пассажирских поездов с повышенными скоростями" была разработана программа действий и определены организационно-технические мероприятия, обеспечивающие решение поставленной задачи.

    В 1957 г. тепловоз ТЭ7-001 на участке Клин-Решетниково-Завидово с поездом весом 1010 т развивал максимальную скорость 129 км/ч, на перегоне Покровка-Клин, имеющим уклон 5‰, наибольшая скорость составила 134 км/ч. С поездами весом 800-900 т тепловоз развивал скорость 140 км/ч.

    Тепловозы ТЭ7 обслуживали пассажирские поезда на линии Москва-Ленинград до 1963 года, причем с 1960 года они водили "Дневные экспрессы", проходя путь от Москвы до Ленинграда за 6 ч. 20 мин.

    Возможности повышения скоростей движения неразрывно связаны с готовностью к этому инфраструктуры. На первом этапе наиболее узким местом, тормозившим рост скоростей, были станции. Скорости движения по стрелочным переводам станций допускались лишь до 100 км/ч. Для преодоления этих ограничений было закрыто 18 малодеятельных станций и снято с главных путей других раздельных пунктов более 100 редко используемых стрелочных переводов. В 1960 г. путь был полностью уложен на щебеночное основание с рельсами типа Р50, удлинены кривые и уложены прямые вставки между кривыми, произведено усиление искусственных сооружений, закрыт ряд переездов. В период освоения повышенных скоростей до 120 км/ч стрелочное хозяйство линии подверглось значительной реконструкции. Стали использоваться стрелочные переводы, имеющие вкладышно-накладочное корневое крепление и более мощные крестовины. После проведенных испытаний скорость движения по таким переводам по прямому направлению была доведена до 120 км/ч.

    С 1961 г. началось использование усиленных стрелочных переводов типа Р65 . По таким стрелкам поезда стали проходить со скоростью до 140 км/ч.

    В 1963 г. началась опытная укладка специализированных скоростных стрелочных переводов. Эксплуатация таких переводов доказала, что они обеспечивают движение поездов со скоростями до 160 км/ч.

    Электровозы серии ЧС2 эксплуатировались на линии Москва - Ленинград, обслуживая скоростные поезда и развивая скорость до 160 км/ч. В 1965 году были проведены опытные поездки, при которых электровоз серии ЧС2 с составом проходил путь от Ленинграда до Москвы за 4 ч. 59 мин.

    12 июня 1963 года состоялась опытная поездка "сверхскоростного" экспресса "Аврора" , который прошел путь за 5 ч. 27 мин. Совершенствовались системы электроснабжения, автоматики, телемеханики и связи, благодаря чему в 1965 году время нахождения в пути экспресса "Аврора" было уменьшено до 4 ч. 59 мин., а маршрутная скорость увеличена до 130,4 км/ч.

    За период 1961-1965 гг. на всем протяжении были уложены длинномерные рельсы типа Р-65 на железобетонные шпалы. Более 250 стрелочных переводов заменены скоростными, в 2 раза сокращено количество переездов, и все они оборудованы автоматическими шлагбаумами с автоматической переездной сигнализацией, вдоль линии установлены ограждения, препятствующие выходу домашних животных и лесных обитателей на линию. Была установлена целесообразность сужения колеи на 4-6 мм - до 1520 мм, что обеспечивало большую стабильность путевой решетки, увеличивало срок службы шпал. На всем протяжении был смонтирован второй контактный провод, произведена регулировка контактной подвески.

    В 1970 году для проведения исследований взаимодействия экипажа и пути Конструкторским бюро авиационной техники А.С. Яковлева, Калининским вагоностроительным заводом и ВНИИВом был разработан и изготовлен опытный скоростной вагон-лаборатория с авиационным реактивным двигателем. На головной вагон электропоезда ЭР22 были установлены два турбореактивных двигателя АИ-25 и аэродинамические обтекатели. Динамические испытания двухвагонного поезда массой 60 т состоялись в 1972 году на Приднепровской дороге. В процессе опытных поездок была достигнута максимальная скорость 249 км/ч.

    "Русская тройка"

    Проект нового вагона РТ200 был выполнен Калининским вагоностроительным заводом. В 1972 году были построены опытные вагоны. Всего было изготовлено восемь вагонов и вагон-буфет, которые вместе с вагоном-электростанцией образовывали десятивагонный состав.

    В Чехословакии были заказаны локомотивы на скорость 200 км/ч - ЧС200.

    Испытания "Русской Тройки" проводились на линии Ленинград - Москва, большей частью на участке Ленинград - Чудово, где были осуществлены успешные динамические испытания поезда на скорости 210 км/ч с электровозами ЧС2М, ЧС2Т и позже ЧС200. 26 июня 1976 года "Русская Тройка", ведомая электровозом ЧС200, проследовала участок Любань - Чудово со скоростью 220 км/ч.

    Испытания первого вагона РТ200 проводились в течение июня - августа 1973 года. Поезд № 5003 состоял из электровоза ЧС2М, двух цельнометаллических вагонов прикрытия и вагона РТ200 между ними.

    18 сентября 1973 года "Русская Тройка" совершила первый пробный рейс из Ленинграда в Москву. В первый регулярный рейс с пассажирами "Русская Тройка" отправилась 8 июля 1975 года. Поезд шел по графику "Авроры" с прибытием в Москву в 18:43. Регулярные рейсы РТ200 совершал до 1980 года.

    1 марта 1984 года первый регулярный рейс совершил ЭР200 . С 1984 года и до февраля 2009 года он курсировал между Петербургом и Москвой с максимальной скоростью 200 км/ч.

    В 1993 году на участке Санкт-Петербург-Москва Октябрьской магистрали тепловозом ТЭП80 была достигнута рекордная скорость для тепловозов - 271 км/ч.

    Однако суперскоростной тепловоз ТЭП80 оказался совершенно не востребованным на практике. Если в годы создания предыдущей модели, ТЭП75, еще существовал полигон, где требовались пассажирские тепловозы мощностью 6000 л.с., то ко времени постройки ТЭП80 все линии, где этот тепловоз мог найти применение, уже были электрифицированы. Кроме того, из-за распада СССР наладить серийный выпуск этого тепловоза не успели (Коломенским заводом было выпущено всего два тепловоза ТЭП80).Но он до сих пор держит пальму первенства по скорости среди тепловозов и все еще является самым быстрым в мире.

    В 1995 году Коллегией Министерства путей сообщения Российской федерации было принято решение о комплексной реконструкции магистрали Санкт-Петербург - Москва для организации скоростного движения.

    В 1996-2000 гг. была проведена грандиозная реконструкция магистрали Петербург-Москва, а фактически построена по современным технологиям новая железная дорога. Благодаря реконструкции составы уже сейчас могут достигать скоростей 200-250 км/ч.

    Опробовано применение отечественной разрядно-импульсной технологии "лечения" земляного полотна, разработана и изготовлена из отечественных деталей контактная сеть КС-200, при модернизации устройств СЦБ и связи применен новый тип автоблокировки с тональными рельсовыми цепями.

    "Невский Экспресс"

    В 2001 году в регулярную эксплуатацию поступил первый состав поезда "Невский Экспресс". Вагоны, рассчитанные на скорость 200 км/ч, созданы на том же заводе, что и "Русская Тройка", хотя и не являются логическим ее продолжением.

    К осени 2001 года на главном ходу дороги появился первый отечественный высокоскоростной состав "Сокол-250" (скорость до 250 км/ч.).

    В ходе комплексной реконструкции магистрали Санкт-Петербург-Москва построено уникальное депо по обслуживанию скоростных электропоездов на станции Металлострой. Его территория - 44,3 га.

    "Сапсан"

    С 2009 года на линиях широкой (1520 мм) колеи ж.д. России эксплуатируются новые поезда "Сапсан" технологии Siemens. Составность поезда - 4 моторных и 6 прицепных вагонов, число тележек - 20, из них 8 моторных. Питание от сети 3 кВ постоянного и 25 кВ, 50 Гц переменного тока. Номинальная мощность - 8800 кВт, максимальная скорость - 250 км/ч. Число мест для сидения - 600.

    За последние 40 лет спрос на высокоскоростные железнодорожные сообщения значительно вырос. Высокоскоростные поезда, с точки зрения потребителей, превосходят другие виды транспорта по длительности поездок, уровню комфорта и безопасности, щадящему воздействию на окружающую среду. Эти преимущества в ближайшем будущем усилятся, благодаря росту протяженности линий, пригодных для движения с высокой скоростью.

    Первые железные дороги

    Первые железные дороги создавались, в основном, для нужд промышленности. Инженеры, работавшие над паровыми машинами, не держали в голове возможности пассажирских перевозок. Речь шла о создании удобного, недорого и нетрудоемкого способа доставки грузов. В первую очередь угля. Именно поэтому первые железные дороги в истории человечества стали появляться в крупных и глубоких шахтах. На поверхность земли эти дороги выбрались лишь в конце XVIII-го века, за одним исключением. В начале XVII-го века в Англии функционировала Уоллатонская вагонная дорога. Железные пути соединили поселки Уоллатон и Стрелли, что поблизости от Ноттингема. Трехкилометровая дорога, как считается, была построена между 1602 и 1604-м годом. По ней из одного поселка в другой возили уголь. В 1620-м шахты в Стрелли были закрыты, а дорога пришла в упадок.

    Бывшая Уоллатонская железная дорога. (wikipedia.org)

    К слову, до сих пор остается открытым вопрос о том, как именно перевозился уголь. Паровые машины стали появляться лишь во второй половине XVIII-го века. Машина Уатта впервые была продемонстрирована в 1784-м году. В России первая железная дорога появилась в 1788-м году. Это, повторимся, была не пассажирская, а промышленная дорога. Чугунный колесопровод, — так ее называли, — был построен на Александровском пушечном заводе в Петрозаводске для нужд этого предприятия. Проект разработал начальник Олонецких горных заводов Чарльз Гаскойн. Дорога предназначалась для перевозки угля и орудий. К слову, чугунный колесопровод считается первой в мире железной дорогой заводского значения.

    Чарльз Гаскойн. (wikipedia.org)

    Паровые машины
    Работу над своей первой паровой машиной Уатт начал еще в 1773-м году. Год спустя он открыл компанию по производству таких машин, но в первые годы особого успеха она не имела. Продукцию завода покупали руководители шах, но делали это весьма неохотно. Машина Уатта считалась дорогой и медленной. Именно тогда инженер задумался над созданием универсального механизма. Идея состояла в том, чтобы сделать паровую машину пригодной для использования не только на угольных предприятиях.


    Двигатель Ньюкомена. (wikipedia.org)

    В 1784-м Уатт построил свой первый тепловой двигатель. Машина преобразовывала энергию водяного пара в механическую работу, приводя в движение поршень. В основу проекта Уатта легли работы французского математика Денни Папена. Папен спроектировал машину с паровым двигателем на сто лет раньше Уатта, но ему не повезло. Его проект не получил поддержки Парижской академии. В итоге, изобретатель так и не нашел денег на реализацию своих идей.


    Денни Папен. (wikipedia.org)

    Как появились Паровозы

    Железные дороги долгое время использовались лишь для перевозки тяжелых грузов. В основном по ним возили уголь, чугун и артиллерийские орудия. Первая пассажирская железная дорога была построена лишь в 1801-м году. Он соединила города Уондсворт и Кройдон. Для перевозок использовали лошадей, так как первый паровоз появился лишь три года спустя, в 1804-м году.


    Лошадь везет пассажиров. (wikipedia.org)

    Построил его инженер и изобретатель Ричард Тревитик. Правда, его паровоз оказался слишком дорогим и тяжелым. Чугунные рельсы не могли выдержать веса машины Третивика. Куда более удачливым оказался другой изобретатель — Джордж Стэфенсон. Он предложил более экономичную модель паровоза и даже убедил руководство нескольких шахт построить, совместными усилиями, железную дорогу между Дарлингтоном и Стоктоном.

    Железная дорога между Дарлингтоном и Стоктоном. (wikipedia.org)

    Ее рельсы были достаточно крепкими, чтобы выдержать вес паровоза. Позднее началось строительство общественной железной дороги между Ливерпулем и Манчестером. Открытым оставался лишь вопрос о том, какие именно паровозы будут курсировать между городами. К тому времени, проекты машин, работающих на паровой тяги, предложили уже несколько десятков изобретателей. Шла настоящая борьба за патенты. Руководители железной дороги, с подачи Стэфенсона, придумали достойный выход из ситуации. Они организовали гонку паровозов, победитель соревнований получал право стать основным локомотивом дороги. Соревнования паровозов были проведены в 1829-м году в городе Рейнхилл. Победу в состязаниях одержал спроектированный Стэфенсоном паровоз «Ракета».


    «Ракета» Стэфенсона. (wikipedia.org)

    Только «Ракете» удалось пройти все испытания, развивая среднюю скорость до 20 километров в час (вес груза составлял 13 тонн). Конкуренты паровоза Стэфинсона (4 машины) быстро сошли с дистанции. Решающим моментом стал взрыв котла паровоза «Новелти», который развивал скорость до 45 километров в час и считался основным претендентом на победу. К слову, первые модели «Ракеты», как и первые модели других паровозов, не тянули вагоны за собой, как это происходит сейчас, а толкали их. Тем не менее, именно успех «Ракеты» положил начало паровозному буму в Европе. Железные дороги стали появляться в Англии, Франции, Германии и Австрии. Не осталось в стороне и Россия. Император Николай I был большим поклонником железнодорожного транспорта. В 1837-м году была открыта 27-километровая дорога, соединившая Царское Село и Петербург. Паровоз, который вел поезд, был закуплен у Джорджа Стэфенсона. К слову, к тому моменту в России уже существовал свой проект паровоза. Отец и сын Черепановы сконструировали паровую машину в середине 30-х годов XIX. Она водила поезда с рудой и развивала скорость до 15 километров в час. Тем не менее, производство паровозов было налажено в России лишь в 1870-м году. До этого Империя предпочитала закупать машины за рубежом. И все же, Россия внесла существенный вклад в развитие железнодорожного транспорта. Именно российские железнодорожники предложили концепцию спального вагона, где пассажир мог бы прожить несколько дней или даже неделю. В 1924-м году в Советском Союзе впервые был построен тепловоз. Со временем тепловозы вытеснили паровозы с железных дорог всего мира.


    Открытие железной дороги Манчестер — Ливерпуль. (wikipedia.org)

    Стремительными темпами развивалось строительство паровозов и в США. Известно, что в некоторые штаты железные дороги пришли даже раньше, чем местные власти. В США же до начала Гражданской войны широко применялась практика паровозных гонок. Подобные соревнования помогали изобретателям выявить недостатки своих новых моделей и, заодно, привлекали к железным дорогам общественный интерес. В 40-х годах XIX-го века в США прошло около десяти подобных соревнований.



    Похожие публикации